Половина казахстанских школ в беде
* Педагоги о проблемах не договаривают
* Самый новый компьютер 2010 года
* Универсальным учителям некогда учиться
Педагоги о проблемах не договаривают
Реформирование системы образования может не затронуть почти половину казахстанских школ.
Такое мнение выразила старший менеджер Центра педагогического мастерства АО «Назарбаев-интеллектуальные школы» Ирина АУШЕВА на семинаре по вопросам обучения в малокомплектных школах, прошедшем в четверг, 22 декабря, в Астане.
44% школ в Казахстане относятся к группе малокомплектных, то есть общеобразовательных, с малым контингентом обучающихся.
Как правило, они расположены в сельской местности.
- К сожалению, сегодня очень много документов, работы и очень много нововведений, касающихся обновления содержания образования и так далее, больше акцентированы на полнокломплектных школах. Мне кажется, возникает риск, что реформирование наше вообще может пройти мимо малокомплектных школ, - отметила Ирина Аушева.
Она представила результаты исследования, которые показали, что все малокомплектные школы нуждаются в качественных педагогических кадрах.
- Анкеты заполнялись не совсем добросовестно. Но здесь нужно понять малокомплектные школы, войти в их положение, потому что зачастую за заполненными анкетами просматриваются опасение и тревога людей. Они не знают заранее о своей судьбе, и судьбе своей школы. Опасаются того, что если они «не правильно» ответят, то могут быть какие-то негативные последствия. Это не вина, это — проблема, которой нужно заниматься и в которую нужно вникнуть и понять. Часто мы применяли перекрестные методы при анкетировании, чтобы установить истину, - рассказала Ирина Аушева (на снимке) участникам семинара.
Самый новый компьютер 2010 года
В ходе исследования специалисты выяснили, что в большинстве малокомплектных школ отсутствуют специализированные кабинеты для уроков химии, физики, биологии и других. А компьютерные классы не обновлялись много лет.
- Многие директора говорят о том, что у них в школах есть кабинеты информатики. Но на вопрос, «Когда они обновлялись?» следует ответ: «Последняя дата — 2010 год». И это в единицах школ. В большей же части школ — процентах в 60 — кабинеты информатики обновляли в 2000 году. Сколько человек приходится на один компьютер, мы уже не спрашивали. Мы уже не говорим о технических возможностях, но можно себе представить техническое состояние этих компьютеров, если они не обновлялись. Иэто опять же не вина малокомплектных школ, а их беда (… ) Учебный процесс в них реализуют с помощью учебника и доски, - сказала Ирина Аушева.
Эксперты отмечают, что средний бал по результатам ЕНТ среди учеников малокомплектных школ заметно ниже общереспубликанского.
С 2012 по 2015 годы ни одна малокомплектная школа не попала в список ста лучших школ республики.
Универсальным учителям некогда учиться
Во время конференции учителя просили представителей Министерства образования и науки проводить для них курсы повышения квалификации во время каникул, а не в период учебных четвертей. Ведь каждый учитель малокомплектной школы ведет по несколько предметов, и отсутствие трех-четырех педагогов приводит к остановке учебного процесса.
Тем не менее педагогам из сельской глубинки придется еще не раз посетить областные центры и Астану. Согласно планам реформирования системы образования, в ближайшие годы они должны заговорить и начать преподавать на трех языках — казахском, английском и русском.
По данным Национальной Академии образования им.Алтынсарина, в Казахстане работает более 3 тысяч малокомплектных школ. В них обучается 214 551 человек или 8% от всех учащихся республики.
Наибольшее количество малокомплектных школ в Северо-Казахстанской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях.
Фото автора.