Горожане недовольны практически всем, что происходит - от ремонта дорог до строительства новых скверов
На фото: ремонт сквера перед акиматом отложили.
Темиртау – сердце Карагандинской области, именно там находится сталелитейное производство, живут тысячи работников металлургического комбината. Но за десятки лет город так и не стал процветать, оставаясь типичным промышленным населённым пунктом. Примером того, как складывались в Темиртау дела, стала печальная судьба трамвайного парка, вагоны сгнили, а пути разрушились. Транспорт обещают запустить вновь этой осенью, но точной даты пока нет.
Наверное, на фоне этого не удивительно, что практически всё, что происходит, раздражает горожан. Атмосфера серьёзно накалилась, когда к осени 2022 года Темиртау остался без центральной тепловой магистрали.
Затем возникли проблемы на местной ТЭЦ. В конечном счёте, произошла некая консолидация общества. Теперь часть местных жителей находится в постоянном противостоянии с местными властями. Ни в оценках, ни в выражениях люди не стесняются: дороги строят медленно и неправильно, фонари не горят, скверы появляются не в том месте и с неправильными проектами, памятники тоже ставят не туда.
Волну протеста вызвало внедрение системы "Онай", причём вначале у горожан, а затем у водителей, которые бойкотировали это решение.
Что делает местный акимат, чтобы постараться удовлетворить потребности людей, рассказал аким Темиртау Ораз ТАУРБЕКОВ.
Где автобус?
Одной из главных проблем стал общественный транспорт: основной поставщик услуг не тянет объём перевозок.
- У нас маршрутов 15 внутригородских, 8 пригородных, более 50 процентов из них принадлежат одной компании "ТТС". Проблема заключается именно в этой компании, они обслуживают 8 маршрутов. Все остальные выполняют требуемый минимум. У "ТТС" свои причины, по их мнению, проблема в нехватке водителей, в целом у этой компании ежедневно должно выходить на маршруты 70-75 автобусов, в лучшем случае у них выходит 25, если до 30, то мы считаем, это прям пик их исполнительности. Это, собственно, их такая безалаберная работа. Второе, в пандемийный год из-за того, что они не справлялись пассажиропотоком и не могли довезти всех работников комбината, компания "АМТ" наняла стороннюю организацию. "ТТС" лишились около 8 тысяч пассажиров, которых они перевозили ежедневно и это напрямую легло на их убытки.
В среднем перевозчики Темиртау получают от 800 млн до 1 млрд тенге субсидий в год, половина уходила в "ТТС". А в связи с изменением пассажиропотока от акимата требуют около 3 млрд тенге субсидий в год, чтобы покрыть свои убытки. Причём, напоминаем, что это конкурентная среда и считается частным бизнесом. Однако предприниматели свои проблемы перекладывают на налогоплательщиков, и такая ситуация складывается повсеместно.
- Что мы предлагаем в качестве решения. Первое, это вернуть пассажиропоток и отказаться от организованных перевозок, которые сейчас продолжает обеспечивать Qarmet. Но Qarmet не соглашается на это, пока мы не сможем им гарантировать, что работники смогут вовремя попасть на завод.
По словам Ораза Таурбекова, акимат вынужден передавать маршруты "ТТС" новому инвестору. Потому что автопарки города не справляются с задачей.
- Есть ещё такая проблема: водители, которые работают на наших маршрутах, категорически отказываются от безналичного расчёта. Всячески саботируют, хотят работать только за наличку. С 1 мая у нас была внедрена система и случился коллапс. Водители отказывались выходить на линию, либо выходили и сходили с маршрутов. Если заходила контрольная служба, они выходили с линии. Мы не можем идти у них на поводу, это прямой ущерб бюджету. То, что водители в кассу не сдают, потом предприятие приходит к нам и требует возместить за счёт субсидий.
Помимо ущерба бюджету такой саботаж мешает внедрить бесплатный проезд для школьников. Его уже организовали в Караганде и хотят сделать в Темиртау, но для этого нужно легализовать оборот. Нынешние перевозчики не могут обеспечить порядок даже в работе своих водителей. Помимо этого бизнесменам пообещали, если ситуацию они урегулируют, то осенью на заседании бюджетной комиссии рассмотрят увеличение субсидий. Отдельно ждут выхода на маршрут трамваев, сейчас прокладывают около 30 километров путей. Пока статус трамвайного парка не определён - либо он останется на балансе Qarmet или же его передадут городу.
Ближайшие договоры с перевозчиками истекают только в 2025 году, есть договор даже до 2032 года. По словам акима, условия пока не выполняет только компания "ТТС", поэтому именно с ней решили расторгнуть контракт. Перевозчик получит тот объём маршрутов, который сможет обеспечить, а остальные передадут новому инвестору. С учётом пересменки у "ТТС" должно быть 140 водителей, по словам акима, сейчас у компании меньше половины работников.
- Что касается новых автобусов для автопарков, размер ежемесячных лизинговых платежей закладывают в субсидирование. А мы не готовы платить эти деньги "ТТС", потому что они не выполняют объём, - пояснил аким.
Что с водой?
В этом году проблемы с водой произошли у клиентов ТОО "АкваТрейдинг". Среди горожан даже гуляло обращение в адрес акима и акима области с просьбой отказаться от работы с этим ТОО. Люди недовольны качеством услуг в целом. В свою очередь "АкваТрейдинг" даже написал заявление в антикоррупционную службу на Таурбекова, якобы он мешает им работать.
- На Правом берегу мы, временно, решили вопрос с водой. Мы полагали, что времянка, которую мы бросили на период отсутствия дюкера позволит обеспечить всех жителей, но водоразбор в поливочный сезон оказался очень большим. Компания не потянула за счёт своего оборудования необходимое давление. Насос поставили в рамках ЧС, поэтому все расходы несёт бюджет за счёт резерва, и всё так быстро получилось, без проволочек и конкурса. Если бы мы этим пошли на конкурс, в лучшем случае купили бы только в следующем году. И то, если бы подрядчик хороший попался. Но чтобы вернуться к штатной схеме подачи воды, нам нужно отремонтировать дюкер. Он проходит по руслу реки Нуры, в этом году во время паводков он повредился. Мы пытались копать, ставить заслоны, поэтому приняли решение методом прокола делать. Получилось, что там не 200 метров, как мы думали, а с выбранной точкой получилось 300. Проект у нас готов, подрядчик тоже найден. Я пообещал жителям, что до конца лета режим подачи воды восстановится.
ТОО "АкваТрейдинг" обслуживает три района Темиртау – Соцгород, Старый город и Правый берег. Помимо водозабора в 2020 году ТОО получило сети в доверительное управление без права выкупа. Согласно договору они обязаны проводить ремонты и не ухудшать состояние сетей, для этого нужны техника и аварийные бригады.
- В их адрес много нареканий. Всё происходит достаточно медленно, медленно реагируют на возникновение аварий. Малое количество спецтехники. Часто получается так, что мы занимаемся их вопросами. "Окжетпес" (второй поставщик услуг водоснабжения по городу - А.Б.) постоянно в стойке стоит, как только что-то произойдет, они вынуждены туда выезжать. На всех авариях мы присутствуем, хотя должны они сами справляться. В итоге я им сказал, что если они будут так продолжать, то я заберу эти сети. И "АкваТрейдинг" написали на меня жалобу, что я притесняю бизнес. Хотя они не выполняют условия договора о доверительном управлении. Но опять так, чтобы принять такое решение, отказаться от их услуг нужно быть готовыми к этому. Открыть дополнительный участок в "Окжетпесе", людей туда нанять, спецтехнику, защитить тариф, - объясняет аким.
В договоре прописано количество ресурсов и спецтехники, по словам Таурбекова, некоторой техники у ТОО не хватает или она не работает. Всё это приводит к некачественным услугам.
- Их позиция, что они всё выполняют, а им не хватает тарифа, но это всё хозяйственные вещи. Точно так же все остальные услугодатели работают. Они будут оставаться на рынке, пока мы не примем решение расторгнуть этот договор. Я события не форсирую, потому что есть жалоба в Антикор, пусть они там тоже разберутся. И по закону о госимуществе будем у "Акватрейдинга" принимать отчёт об исполнении договора в марте 2025 года. И тогда уже примем решение: будем дальше сотрудничать или нет, - пояснил Таурбеков.
Также предстоит ремонт основной водоносной артерии Караганда - Темиртау. Этот водовод прежде принадлежал компании "АМТ", пока его не передали в госимущество. За десятки лет трубы прогнили, а задвижки перестали держать воду. Водопровод длиной 27 километров, в некоторых местах он поднимается на 15 метров из-за разности рельефа.
- В прошлом году мы заменили 5 км, переврезку сделали поздно из-за недобросовестности подрядчика. В этому году хотим сделать ещё 7 км, таким образом у нас 40 процентов водовода будет поменяно. В 2023 году на входе мы брали где-то 600 кубов в час, а получали 150 кубов, всё остальное выливалось в степь. Сейчас до 450 кубов довели. Если сейчас построим 7 км, то ожидаем, что на 100-150 кубов будет больше, практически вернёмся к штатной схеме. Параллельно у нас выйдет проект реконструкции, он предполагает строительство двух веток и повысительной насосной станции. Проект будет стоить около 12 млрд тенге. Мы будем заявляться в республиканский бюджет. Это будет долго, поэтому продолжим текущий ремонт по замене аварийных участков.
В прошлом году, в центральную часть Темиртау почти полтора месяца подавали воду по графику. Утром перед работой и вечером после работы.
- Это крайне всех деморализовывало и напрягало. В этом году, надеемся, что никаких графиков не будет.
Как обеспечат теплом?
Капитальный ремонт тепломагистрали №3 наконец завершили. По словам акима, проект ремонта рисовали практически на коленке. На этом участке теплотрассы в предыдущий отопительный сезон было 11 аварий, тепло подают через эту трассу для почти 60 процентов населения.
- Почему решили делать капитальный ремонт. Если подавать на республиканский бюджет, то там могли сильно затормозить. Поэтому приняли решение сделать за счёт местного бюджета. Но подрядчик попался, что называется, левый. Я пришёл сюда в 2022 году, с 5 сентября, трасса была вскрыта. Её протяжённость была 3,2 км, а уложено, в лучшем случае, 800 или 900 метров. Плюс вторая магистраль, 1400 метров подача, полностью была разобрана. Это было 5 сентября, а отопительный сезон начинается 30 сентября. В этот период работало 18 бригад одновременно, тогда был замакима области Вадим БАСИН, он тоже помогал организовывать бригады. Была просто куча подрядных организаций, которые работали на договорённости, что деньги получат только после работ. Так мы и собрали эту трассу. Потом, в районе перекрёстка Мира и Металлургов, закончилась труба. Мы её заблиновали как могли, поставили распорки, чтобы она не ходила, как змея, когда дадут отопление. Думали, что выдержит, запустили, а трубу повело, вырвало все наши распорки. Пришлось ждать новую. Даже прикидывали, как туда залезть со старой железной трубой вместо ППУ трубы. В итоге так и получилось. Поэтому у жителей сложилось впечатление, что мы собираем её как конструктор, но это было от безысходности, - говорит Таурбеков.
Работы шли даже 8 ноября, почти на месяц позже начала отопительного сезона. Времени практически не оставалось. Если бы этим занимался только подрядчик ТОО "АП-ИМПЭКС", то с его ресурсами ремонт закончился бы в январе.
- Трасса вскрыта, люди ходят, смотрят, а что здесь труба такая, а тут такая. Но люди должны быть с теплом. Запустили с горем пополам. Какая ещё оказалась проблема, там около 3 тысяч плит перекрытия, по проекту предполагалось, что плиту поднимут, уложат трубу и закроют. Но поскольку это всё с прошлого века, 30 процентов этих плит просто рассыпались, когда их вскрывать начали. Мы собрали до того момента, насколько хватило плит. Корректировать проект я категорически отказался, потому что подрядчик недобросовестный, с ним дальше продолжать этот проект бесперспективно. Поэтому мы недостающую часть благоустройства решили провести за счёт проекта ремонта проспекта Металлургов. Вторую тепломагистраль делала наша местная компания "Имстальком" на субподряде, они сделали с разрывом в 400 млн тенге, а подрядчик им не заплатил. Потом, вдогонку ко всему занимались вопросами их взаиморасчётов, - рассказал аким.
Общая протяжённость сетей Темиртау - 425 км, из них 171 км магистральный сети, а 252 км внутриквартальные. Основная часть аварий происходит как раз на внутриквартальных трубах.
- Один участок третьей теплотрассы, вдоль 6 микрорайона, оказался на территории рынка. Мы им сказали, что вещевой рынок находится в технической зоне магистрали, что вообще-то нарушение всех норм. Тогда они начали грозить мне социальным взрывом. В итоге договорились заизолировать участок, подремонтировать, на этот период оставить так. В течение зимы проведём корректировку проекта, а потом обойдём рынок.
Два проекта так и не получили республиканского финансирования, в лучшем случае акимат планирует сделать предоплату на покупку необходимых материалов подрядчикам, а ремонт уже начнут в следующем году. Ещё три проекта находятся на экспертизе, их тоже перенесут на следующий год.
- 80 процентов аварий происходят на внутриквартальных сетях, трубах мелкого диаметра. Основная часть в Соцгороде, поэтому поменяем там 30 км. В прошлом году сделали 28 км, в этом году сделаем 43. Поэтому складывается впечатление, что всё везде перекопано. Я уже не говорю про другую часть инфраструктуры: электричество, газ, воду. Это всё, по идее, нужно было делать лет 10 или 15 назад. Но нам теперь приходится делать это за два-три сезона. В итоге мы заходим и на благоустроенные участки, где раньше асфальт лежал, тротуары были. По Правому берегу много было отключений электричества, мы приняли построить 18,7 км новых электросетей. 4,5 км пройдёт по Правому берегу, также отремонтируем ЦПР за счёт бюджета, обойдётся это в 150 млн тенге.
Комиссия обследовала более 1400 домов, оказалось, что каждый второй дом подключился с нарушением. Также решили организовать комиссию по холодной воде. На Правый берег подают только питьевую, а технической воды для полива нет.
- Поливают огороды питьевой водой, а это можно делать только с отдельным счётчиком и отдельно врезаться, причём полив так же идёт по согласованному графику с услугодателем. Мы когда собираемся, они все друг на друга кричат – у соседа насос стоит!
4 тысячи частных домов по городу до сих пор без канализации. Около 2,5 тысяч частных домов без выхода к центральной воде. В этом году присоединят несколько сотен абонентов в посёлке Актау и ещё около 500 в Темиртау.
Вернётся газ
Всего в Темиртау осталось 17 газораспределительных установок. Из них в восстанавливаемом состоянии 11, из них 4 были коммунальные, остальные забрали от частной компании "Темиргаз". Оставшиеся 6 установок у "АлауТрансГаз", по словам акима, это ТОО отказывается передавать ГРУ на госбаланс.
- И восстанавливать они не хотят. Всё хозяйство доведено до ручки, деньги не вкладывали, постоянный запах газа, жалобы. Проблемы с ГРУ и привели к нашим частым ЧС, как на Металлургов и в 6 микрорайоне. В первом случае был баллонный газ, во втором - колонка вместе с баллонным газом. Был ещё взрыв, связанный с природным газом. Нет нигде столько взрывов, как у нас. Поэтому мы в срочном порядке решили это газовое хозяйство остановить. Сейчас завершаем ремонт первых 4 ГРУ. Но отремонтировав, не можем бизнесом заниматься, мы должны отдать либо на приватизацию или в доверительное управление. Решили, что передадим без права выкупа, через конкурс, в электронном виде и зайдёт подрядчик с лучшим предложением,- говорит аким.
Благоустройство
Появится новый сквер "Бiрлiк" с памятником жертвам политических репрессий. Темиртау, как и практически весь карагандинский регион, тоже был местом для ссылки. Построят сквер на Правом берегу, где раньше была мусорная куча, там будут и развлечения для детей, и место для прогулки.
Этот проект обойдётся бюджету в 398 млн тенге.
Отремонтируют одну сторону проспекта Металлурга, ко второй приступят в 2025 году, план работ трёхгодичный, всего на капитальный ремонт потратят 8,9 млрд тенге.
На проспекте также проложат ливневую канализацию, в целом под проспектом должны заменить все необходимые коммуникации, до того, как его заасфальтируют и благоустроят. На Правом берегу построят арычную систему, для отведения талых вод.
Отдельный вопрос - привлечение новых жителей города и молодых специалистов. Для этого город должен стать перспективным.
- По молодёжной ипотеке даём квартиры водителям автопарков, чтобы привлечь сюда специалистов. Водители считаются дефицитной профессией. И для молодёжи, работающей в "Окжетпес" выделили 15 квартир, там есть 100 незанятых вакансий, тоже хотим привлечь новых работников таким образом,- надеется Ораз Таурбеков.
Иногда горожане хорошим словом вспоминают бывших акимов Темиртау Серика АХМЕТОВА и Галыма АШИМОВА, дескать, при них такого не было. Но работа чиновников за эти годы не сильно изменилась в сфере ЖКХ. Чтобы что-то отремонтировать, нужно получить бюджет, а чтобы его получить нужно представить проект и доказать его целесообразность. Очевидно, у народных кумиров тоже бывают дела важнее, чем ремонтировать дороги или тепломагистрали.
P.S. 21 июля город отмечает очередной День металлурга, первую сталь здесь выдали в 1944 году, а место для строительства завода определил в 20-х годах Каныш САТПАЕВ. Компания Qarmet организовала концерт, и сегодня жителей города поздравит среди прочих певцов, только что вышедший из СИЗО Кайрат НУРТАС, а как основного гостя ждут группу "Ирина Кайратовна".