
Останется ли Казахстан осенью без топлива?
Приближается осень — период уборочной страды, когда в Казахстане традиционно росли цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а в первую очередь дорожали дизельное топливо и бензин. В этом году ситуация с дефицитом может повториться, при этом предлогом для повышения цен она не станет — проблема гораздо серьезнее, и может так статься, что осенью популярные марки бензина и дизтопливо на казахстанских АЗС невозможно будет достать ни за какие деньги.
Не пропаганда, а истерика
Тревожные сигналы начали поступать с прошлой недели, и не прекращаются до сих пор. Накануне агентство Reuters сообщило, что Украина выбила минимум 17 процентов российской нефтепереработки, активизировав удары дронами по НПЗ и экспортной инфраструктуре.
Атаки нарушили переработку нефти и экспорт из России. В некоторых регионах федерации возник дефицит бензина. Эксперты, на которых ссылается Reuters, считают, что действия Киева призваны повысить ставки в возможных мирных переговорах.
По подсчетам журналистов агентства, атаки поразили 10 заводов и вывели из строя не менее 17% мощностей нефтепереработки России.
Для тех, кто особо не вникает в подробности военного конфликта, длящегося уже четвертый год, сообщения западных СМИ могут показаться пропагандистскими, однако обратимся к непосредственно российским новостям.
На минувшей неделе в Приморье, уже испытывающем дефицит бензина, глава тамошнего Минэнерго Елена Шиш обвинила местных жители в создании «искусственного ажиотажа». Он заявила, что те заполняют на заправках не только баки, но и «различные емкости»: «И действительно, у нас заканчивается от этого быстро топливо». Она призвала людей «проявить сознательность» и «пережить этот небольшой момент, который сложился на сегодняшний день».
На Курильских островах ввели ограничение на продажу — не более 10 литров в одни руки. В Крыму, по словам жителей, некоторые небольшие АЗС просто закрылись. Глава республики Сергей Аксенов назвал ситуацию «временными трудностями».
В ответ на публикацию в «Коммерсанте», где заявили, что Россия «оказалась на грани бензинового кризиса», возбудился целый заместитель председателя комитета Госдумы России по энергетике Юрий Станкевич. Он назвал такую формулировку спекулятивной.
«Считаю неприемлемыми и спекулятивными заявления о «бензиновом кризисе». Ситуация действительно непростая, в первую очередь, по причине внеплановых ремонтов НПЗ, сопряженных в том числе с террористическими атаками. Однако объемы производства и бензина, и дизельного топлива позволяют покрыть потребности внутреннего рынка. Есть дополнительный резерв поставок в рамках наших соглашений с Белоруссией. И компании-производители топлива, и регуляторы работают согласовано, понимая исключительный приоритет задачи.
Правительство планирует в ближайшие недели внести в Государственную думу поправки в Налоговый кодекс, которые позволят улучшить экономическую эффективность нефтепереработки, снизить волатильность биржевых и оптовых цен на топливо», — сообщил он.
Подобные высказывания опровергают мнения, будто «бензиновый дефицит» в России выдуман украинской или западной пропагандой — они больше похожи на истерику ответственных лиц. Более того, в России введен запрет на экспорт бензина, а это обстоятельство уже напрямую может коснуться нашей страны, привыкшей восполнять дефицит ГСМ в осенние периоды закупом топлива у северного соседа.
«Звонок» из правительства
Еще одним жирным намеком на то, что осенью казахстанские автолюбители испытают серьезные затруднения с топливом для своих железных коней, стало совещание в правительстве, которое провел первый вице-премьер Роман Скляр.
В повестке совещания значились вопросы обеспечения стабильных поставок горюче-смазочных материалов на внутренний рынок и усиление контроля за оборотом нефтепродуктов в приграничных областях.
В совещании приняли участие вице-министры энергетики Алибек Жамауов и финансов — Ержан Биржанов, заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха, зампредседателя Агентства по финансовому мониторингу Кайрат Бижанов, а также представители Пограничной службы Комитета национальной безопасности.
По данным Министерства энергетики, ситуация на рынке стабильная, имеется необходимый запас топлива.
По итогам совещания ответственным госорганам поручено разработать детальный план по недопущению незаконного перетока нефтепродуктов и усилить контроль на госгранице, в том числе посредством мониторинга движения грузов и потребления топлива в регионах. Роман Скляр отметил, что первостепенной задачей государства является обеспечение внутренних потребностей. Ценовые разрывы и логистика не должны создавать условий для возникновения дефицита.
Этот вопрос, как подчеркнули в правительстве, находится на «повышенном контроле». Что, в переводе на общечеловеческий, означает одно: ситуация с ГСМ в Казахстане буквально висит на волоске — ведь этот самый «незаконный переток нефтепродуктов», как правило, зависит от цены вопроса, которую заплатят конкретному исполнителю на государственной границе. В конце концов, коррупцию в Казахстане еще никто не отменил.