Пришёл на массаж – подарки, очнулся – кредит

4161 просмотров
0
Елена Чернышова
Понедельник, 25 Апр 2022, 14:00

Сто раз подумать, прежде чем принимать приглашение на презентации с подарками, советуют потребителям СКО их защитники

На снимке: председатель Северо-Казахстанской "Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей" Надежда Дубовая.

В Северо-Казахстанской области в три раза выросло количество жалоб потребителей. Если в 2020 году в департамент по защите прав потребителей СКО поступило 216 обращений, то в 2021 году – 641, и тенденция сохраняется. При содействии сотрудников этого ведомства людям были возвращены 4,5 миллиона тенге. Но не все споры разрешаются в пользу потребителей, зачастую отстоять их права бывает крайне сложно. 

Читайте также
"Бесплатные массажисты": нас не касается, как старики погасят кредит

Поэтому специалисты советуют хорошенько думать, прежде чем платить деньги, ставить подписи в каких-либо бумагах и принимать приглашения на презентации "чудодейственных" товаров. В Петропавловске (также, как и в ряде других казахстанских городов) заезжие коммерсанты предлагают пенсионерам кресла-массажеры, якобы излечивающие от любых болезней.

Они звонят пенсионерам, откуда-то имея базу их данных, и приглашают на бесплатный сеанс массажа. Говорят ласково и убедительно, поят чаем и даже делают подарки. Чем это оборачивается для доверчивых пенсионеров, Ratel.kz рассказывал неоднократно. Вместо японского оборудования, избавляющего от боли в суставах, за которое старики выкладывают до 700 тысяч тенге, они получают простую китайскую вибромассажную накидку, какую в интернет-магазинах можно приобрести за 150-170 тысяч. 

 – Одна из пенсионерок заплатила за массажер 720 600 тенге, - рассказала председатель Северо-Казахстанской "Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей" Надежда ДУБОВАЯ. - Она пояснила, что в итоге ей продали совсем не тот товар, который показывали на презентации: вместо кресла-массажера - вибромассажную накидку. Она пыталась дозвониться до продавца, однако контактные телефоны не отвечали, а на месте презентации уже никого не было.

Более того, пенсионеры, у которых при себе не оказывалось таких денег, подписывали кредитные договоры, да еще и с высокими процентными ставками. Причем этот факт доходил до людей не сразу, а только спустя время, когда они разбирались в ситуации с помощью родных или журналистов. 

Читайте также
"Как под гипнозом": в СКО пенсионеры покупают ненужный товар

В местные СМИ обратился житель Петропавловска Борис ТЯГУНОВ. В ходе такой же презентации он получил массу подарков, так обрадовался, что толком и не понял, в каких именно документах расписался. На его вопросы организаторы отвечали вежливо, но кратко и непонятно, мол, мы дали вам возможность взять массажер в рассрочку. Уже дома мужчина, который большую часть жизни прожил в деревне и лишь недавно переехал в город, внимательно прочитал эти самые бумаги. Оказалось, что на его имя оформили онлайн-кредит в 720 тысяч тенге, причем с такой процентной ставкой, что в итоге за три года он выплатит банку около полутора миллионов…

Подобных историй журналисты и защитники прав потребителей за последние три года слышали немало. И, похоже, конца им не будет. Презентации массажеров продолжаются, одна из них состоялась буквально на днях. За эти годы к Надежде Дубовой обратились за помощью 18 человек. 

Согласно Закону РК "О защите прав потребителей" продавец обязан обеспечить в течение 14 календарных дней обмен или возврат непродовольственного товара, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения. Однако большинству пенсионеров вернуть свои деньги за навязанный товар на этом основании не удается.

Полицейские, к которым поступают заявления о мошенничестве, как правило, отвечают, что все это относится к гражданско-правовым спорам, которые регулируются Гражданским кодексом РК и относятся к компетенции суда.

Читайте также
Последствия презентаций массажёров петропавловцы будут расхлебывать самостоятельно

- Суды с участием нашей ассоциации обманутые потребители выигрывают, но каких трудов это стоит, не передать словами, - подчеркивает Дубовая. – В законах есть противоречия, так, законом о защите прав потребителей предусмотрено, что предприниматель, ответчик, должен доказывать, что его товар, услуга, работа были качественными. А вот в ГПК РК написано, что такие доказательства должны быть с обеих сторон. То есть и потребитель должен доказывать что-то. Хотя, на мой взгляд, это неправильно! Нам говорят: делайте экспертизу. Раньше хоть специалистов можно было привлечь, а теперь суды требуют только экспертов. Но это проблема, потому что экспертов с соответствующими документами мало. Их, можно сказать, вообще нет! Кроме того, ответчиков иногда трудно найти, они меняют названия, фирмы зарегистрированы в других городах, а ведь им необходимо вручить досудебную претензию, как того требует законодательство. Многие намеренно не реагируют, потом не являются в суды, хотя были своевременно извещены. Даже если решение принято в нашу пользу, его же еще надо исполнить, а это та еще задачка… Поэтому самый лучший совет: вообще не ходить на такого рода мероприятия, меньше проблем будет.

Надежда Дубовая считает, что население, по сути, беззащитно перед разными ловкачами. Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, чтобы ими вплотную занялись правоохранительные органы, во-вторых, чтобы была прекращена практика оформления онлайн-кредитов без опроса людей, по одному лишь удостоверению, в-третьих - ужесточать ответственность продавцов. 

Читайте также
Более 550 переселенцев покинули территорию СКО

- Я считаю, что на данный момент управы на безответственных предпринимателей у нас нет, - сказала Дубовая. – А потребитель, по большому счету, не защищен, да еще и безграмотен в сфере своих прав. Поток потребительских жалоб будет расти до тех пор, пока бизнес не заставят нести серьезную ответственность за качество своих товаров, работ и услуг. Пока же многим все сходит с рук. Ко мне сейчас обращаются жители СКО с жалобами на предпринимателя, который собирает деньги за установку и ремонт окон. Ездит по районам, убеждает сельчан. Берет с них в качестве аванса от 20 до 400 тысяч и исчезает. Мы обращались в полицию, но там говорят опять же, что это гражданско-правовые отношения. Нужно в суд подавать. Мы ему уже отправили досудебную претензию, как и предусмотрено ГПК, но он игнорирует. Не знаю, удастся ли нам это сделать, но иначе процесс не начнется. Повторю, закон сейчас гораздо больше защищает предпринимателей, что позволяет им охотнее думать о прибыли, чем о совести и чести.

Фото: РСК СКО.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером