Сто раз подумать, прежде чем принимать приглашение на презентации с подарками, советуют потребителям СКО их защитники
На снимке: председатель Северо-Казахстанской "Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей" Надежда Дубовая.
В Северо-Казахстанской области в три раза выросло количество жалоб потребителей. Если в 2020 году в департамент по защите прав потребителей СКО поступило 216 обращений, то в 2021 году – 641, и тенденция сохраняется. При содействии сотрудников этого ведомства людям были возвращены 4,5 миллиона тенге. Но не все споры разрешаются в пользу потребителей, зачастую отстоять их права бывает крайне сложно.
Поэтому специалисты советуют хорошенько думать, прежде чем платить деньги, ставить подписи в каких-либо бумагах и принимать приглашения на презентации "чудодейственных" товаров. В Петропавловске (также, как и в ряде других казахстанских городов) заезжие коммерсанты предлагают пенсионерам кресла-массажеры, якобы излечивающие от любых болезней.
Они звонят пенсионерам, откуда-то имея базу их данных, и приглашают на бесплатный сеанс массажа. Говорят ласково и убедительно, поят чаем и даже делают подарки. Чем это оборачивается для доверчивых пенсионеров, Ratel.kz рассказывал неоднократно. Вместо японского оборудования, избавляющего от боли в суставах, за которое старики выкладывают до 700 тысяч тенге, они получают простую китайскую вибромассажную накидку, какую в интернет-магазинах можно приобрести за 150-170 тысяч.
– Одна из пенсионерок заплатила за массажер 720 600 тенге, - рассказала председатель Северо-Казахстанской "Ассоциации защиты прав потребителей и предпринимателей" Надежда ДУБОВАЯ. - Она пояснила, что в итоге ей продали совсем не тот товар, который показывали на презентации: вместо кресла-массажера - вибромассажную накидку. Она пыталась дозвониться до продавца, однако контактные телефоны не отвечали, а на месте презентации уже никого не было.
Более того, пенсионеры, у которых при себе не оказывалось таких денег, подписывали кредитные договоры, да еще и с высокими процентными ставками. Причем этот факт доходил до людей не сразу, а только спустя время, когда они разбирались в ситуации с помощью родных или журналистов.
В местные СМИ обратился житель Петропавловска Борис ТЯГУНОВ. В ходе такой же презентации он получил массу подарков, так обрадовался, что толком и не понял, в каких именно документах расписался. На его вопросы организаторы отвечали вежливо, но кратко и непонятно, мол, мы дали вам возможность взять массажер в рассрочку. Уже дома мужчина, который большую часть жизни прожил в деревне и лишь недавно переехал в город, внимательно прочитал эти самые бумаги. Оказалось, что на его имя оформили онлайн-кредит в 720 тысяч тенге, причем с такой процентной ставкой, что в итоге за три года он выплатит банку около полутора миллионов…
Подобных историй журналисты и защитники прав потребителей за последние три года слышали немало. И, похоже, конца им не будет. Презентации массажеров продолжаются, одна из них состоялась буквально на днях. За эти годы к Надежде Дубовой обратились за помощью 18 человек.
Согласно Закону РК "О защите прав потребителей" продавец обязан обеспечить в течение 14 календарных дней обмен или возврат непродовольственного товара, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения. Однако большинству пенсионеров вернуть свои деньги за навязанный товар на этом основании не удается.
Полицейские, к которым поступают заявления о мошенничестве, как правило, отвечают, что все это относится к гражданско-правовым спорам, которые регулируются Гражданским кодексом РК и относятся к компетенции суда.
- Суды с участием нашей ассоциации обманутые потребители выигрывают, но каких трудов это стоит, не передать словами, - подчеркивает Дубовая. – В законах есть противоречия, так, законом о защите прав потребителей предусмотрено, что предприниматель, ответчик, должен доказывать, что его товар, услуга, работа были качественными. А вот в ГПК РК написано, что такие доказательства должны быть с обеих сторон. То есть и потребитель должен доказывать что-то. Хотя, на мой взгляд, это неправильно! Нам говорят: делайте экспертизу. Раньше хоть специалистов можно было привлечь, а теперь суды требуют только экспертов. Но это проблема, потому что экспертов с соответствующими документами мало. Их, можно сказать, вообще нет! Кроме того, ответчиков иногда трудно найти, они меняют названия, фирмы зарегистрированы в других городах, а ведь им необходимо вручить досудебную претензию, как того требует законодательство. Многие намеренно не реагируют, потом не являются в суды, хотя были своевременно извещены. Даже если решение принято в нашу пользу, его же еще надо исполнить, а это та еще задачка… Поэтому самый лучший совет: вообще не ходить на такого рода мероприятия, меньше проблем будет.
Надежда Дубовая считает, что население, по сути, беззащитно перед разными ловкачами. Чтобы изменить ситуацию, нужно, во-первых, чтобы ими вплотную занялись правоохранительные органы, во-вторых, чтобы была прекращена практика оформления онлайн-кредитов без опроса людей, по одному лишь удостоверению, в-третьих - ужесточать ответственность продавцов.
- Я считаю, что на данный момент управы на безответственных предпринимателей у нас нет, - сказала Дубовая. – А потребитель, по большому счету, не защищен, да еще и безграмотен в сфере своих прав. Поток потребительских жалоб будет расти до тех пор, пока бизнес не заставят нести серьезную ответственность за качество своих товаров, работ и услуг. Пока же многим все сходит с рук. Ко мне сейчас обращаются жители СКО с жалобами на предпринимателя, который собирает деньги за установку и ремонт окон. Ездит по районам, убеждает сельчан. Берет с них в качестве аванса от 20 до 400 тысяч и исчезает. Мы обращались в полицию, но там говорят опять же, что это гражданско-правовые отношения. Нужно в суд подавать. Мы ему уже отправили досудебную претензию, как и предусмотрено ГПК, но он игнорирует. Не знаю, удастся ли нам это сделать, но иначе процесс не начнется. Повторю, закон сейчас гораздо больше защищает предпринимателей, что позволяет им охотнее думать о прибыли, чем о совести и чести.
Фото: РСК СКО.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!