Приложите карточку, пожалуйста

2348 просмотров
0
Мадина КУАНОВА
Пятница, 15 Апр 2016, 12:59

Почему весь мир переходит на электронную оплату проезда?

В крупных городах Казахстана потихоньку внедряют электронную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Все началось с Алматы. С осени 2015 года алматинцы начали оплачивать проезд в автобусах и троллейбусах, прикладывая карточку к валидатору.

С начала 2016 года в общественном транспорте вовсе отменили оплату наличными. Первое время общество сопротивлялось. С акцией протеста выступили и водители, и пассажиры. Первые больше не могут зарабатывать «в тени», вторые не могли привыкнуть к тому, что кондуктора заменил компьютер. Но постепенно негодование стихло.

Пассажирам больше не надо искать мелочь на проезд в карманах и кошельках. Остановки не завалены бумажными билетиками. И в идеале перевозчики теперь должны получать больше средств, на которые будет улучшаться состояние общественного транспорта. Скоро электронная система оплаты проезда появится в автобусах Астаны. А пока мы узнали, как работают такие системы в мировых столицах и какие у них есть очевидные плюсы.

Жители и гости европейских столиц давно оценили комфорт, удобство, а главное -  экономию средств при оплате проезда электронным способом. В ходу как пластиковые карты, так и бумажные билеты. Они продаются в газетных киосках, специальных автоматах, иногда – в салонах автобусов. Бумажные билеты вкладывают в специальные аппараты в автобусах. Аппарат, поставив на билете дату и время поездки, выдает документ обратно пассажиру. Чаще всего у таких билетов срок действия измеряется в минутах.

В Берлине, например, очень развита сеть общественного транспорта. Она состоит из 1703 километров автобусных линий, 190 километров трамвайных путей и 479 километров линий метро и электричек. За счет такой расширенной системы добраться в любую часть города довольно легко и недорого. Вся сеть находится под управлением нескольких компаний. Самой крупной из них является Berliner Verkehrsbetriebe (Берлинская транспортная компания).

Для туристов и жителей Берлина предусмотрены разные способы оплаты проезда. Гостям столицы удобнее пользоваться проездной картой Berlin WelcomeCard. Это электронный билет на неограниченное число поездок в общественном транспорте в течение нескольких дней. Стоит такая карта от 19,5 € до 34,5 € в соответствии со сроком действия.

Берлин поделен на тарифные зоны. Цена билета зависит от того, по каким зонам вы будете передвигаться. Жители и гости Берлина могут купить билет на одну поездку, действующий два часа, билет на сутки, на неделю и на год. Билеты можно купить в специальных аппаратах на остановках и в салоне автобуса.

В Женеве главными видами общественного транспорта являются трамваи, троллейбусы и автобусы. Сетью этих видов транспорта управляет организация Transports Publics Genevois. Стоимость проездных билетов, как и в Германии, определяется зонами. Для перемещения по Женеве на любом из видов транспорта можно купить билет «Вся Женева».  Цена на другие проездные билеты зависит от времени их действия и дистанции. Она начинается от 2 франков за билет, действующий три остановки, и доходит до 100 франков за проездной на месяц. 

В Лондоне электронная система оплаты проезда появилась в 2009 году. До этого здесь использовали бумажные билеты. Самый популярный проездной билет - карта Travelcard. Она используется для оплаты проезда на разных видах лондонского общественного транспорта. У Travelcard разные сроки действия – от одного дня до года.  Для удобства пассажиров она делится на два типа: для проезда в любое время (peak) и для проезда в любое время, кроме часов пик (off-peak). Проездные Off-peak Travelcard сроком на 1 день обычно на 50% дешевле, чем проездные Travelcard на весь день.

В столице Португалии Лиссабоне можно самому планировать маршрут общественного транспорта. Это можно сделать на сайте фирмы-перевозчика Carris, управляющей большей частью наземного транспорта города. В специальном окне надо лишь вписать пункт отправления и назначения в нужное вам время. Экран покажет подходящие маршруты с одновременным указанием цены поездки. К слову о цене, одна поездка на городском автобусе стоит 1,8 €. Оплатить проезд можно бумажным билетом или воспользоваться карточками: Colinas и Viva viagem. Оплата картой по системе заппинг - заправка на карточку не поездок, а денег - стоит 1,25 € за проезд на автобусе. Проезд по карте с предварительной заправкой поездками обойдется немного дороже - 1,40 €. Проездная карта с активностью 24 часа стоит 6 €. Она позволит оплатить поездки на любом виде общественного транспорта Лиссабона в течение всего дня.

В Амстердаме электронные карты оплаты Chikaart действуют с 2010 года. Карты бывают разными: от 1 часа действия до 168 часов. Пассажир загружает на карту столько средств, сколько ему надо. Стоимость проезда зависит от того, с каким сроком действия карту покупаете. Карта, действующая 24 часа, стоит 7,5 €, 48 часов – 12 €, 6 дней, или 144 часа, – 29,5 €. Электронные карты к тому же делятся на персональные и анонимные. Персональную карту надо обязательно регистрировать в офисах транспортной компании. Пользоваться этой картой кроме ее обладателя не сможет больше никто, зато она обеспечивает скидки и тарифные проезды. Анонимной картой может пользоваться каждый член семьи, но она никому не дает возрастных скидок.

В Париже различные виды билетов на все виды общественного транспорта продаются на каждой станции метро, в аэропортах у информационных стоек, в табачных и газетных киосках. Самый популярный разовый билет Ticket t+ стоит 1,80 €, набор из 10 штук — 14,10 €, для детей - 6,85 €. Такой билет у водителя купить нельзя, только в киосках и автоматах. Проездной билет, действующий 24 часа и в различных зонах города, можно купить по цене от 7 до 16,6 €.

В каждой стране система оплаты проезда в общественном транспорте отличается множеством нюансов. Ясно одно, такая система прочно вошла в образ жизни многих развитых стран. Она не просто удобная и доступная, но и помогает контролировать пассажиру свои расходы на проезд. 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Невидимое братство независимой страны
Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером