Приложите карточку, пожалуйста

2141 просмотров
0
Мадина КУАНОВА
Пятница, 15 Апр 2016, 12:59

Почему весь мир переходит на электронную оплату проезда?

В крупных городах Казахстана потихоньку внедряют электронную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Все началось с Алматы. С осени 2015 года алматинцы начали оплачивать проезд в автобусах и троллейбусах, прикладывая карточку к валидатору.

С начала 2016 года в общественном транспорте вовсе отменили оплату наличными. Первое время общество сопротивлялось. С акцией протеста выступили и водители, и пассажиры. Первые больше не могут зарабатывать «в тени», вторые не могли привыкнуть к тому, что кондуктора заменил компьютер. Но постепенно негодование стихло.

Пассажирам больше не надо искать мелочь на проезд в карманах и кошельках. Остановки не завалены бумажными билетиками. И в идеале перевозчики теперь должны получать больше средств, на которые будет улучшаться состояние общественного транспорта. Скоро электронная система оплаты проезда появится в автобусах Астаны. А пока мы узнали, как работают такие системы в мировых столицах и какие у них есть очевидные плюсы.

Жители и гости европейских столиц давно оценили комфорт, удобство, а главное -  экономию средств при оплате проезда электронным способом. В ходу как пластиковые карты, так и бумажные билеты. Они продаются в газетных киосках, специальных автоматах, иногда – в салонах автобусов. Бумажные билеты вкладывают в специальные аппараты в автобусах. Аппарат, поставив на билете дату и время поездки, выдает документ обратно пассажиру. Чаще всего у таких билетов срок действия измеряется в минутах.

В Берлине, например, очень развита сеть общественного транспорта. Она состоит из 1703 километров автобусных линий, 190 километров трамвайных путей и 479 километров линий метро и электричек. За счет такой расширенной системы добраться в любую часть города довольно легко и недорого. Вся сеть находится под управлением нескольких компаний. Самой крупной из них является Berliner Verkehrsbetriebe (Берлинская транспортная компания).

Для туристов и жителей Берлина предусмотрены разные способы оплаты проезда. Гостям столицы удобнее пользоваться проездной картой Berlin WelcomeCard. Это электронный билет на неограниченное число поездок в общественном транспорте в течение нескольких дней. Стоит такая карта от 19,5 € до 34,5 € в соответствии со сроком действия.

Берлин поделен на тарифные зоны. Цена билета зависит от того, по каким зонам вы будете передвигаться. Жители и гости Берлина могут купить билет на одну поездку, действующий два часа, билет на сутки, на неделю и на год. Билеты можно купить в специальных аппаратах на остановках и в салоне автобуса.

В Женеве главными видами общественного транспорта являются трамваи, троллейбусы и автобусы. Сетью этих видов транспорта управляет организация Transports Publics Genevois. Стоимость проездных билетов, как и в Германии, определяется зонами. Для перемещения по Женеве на любом из видов транспорта можно купить билет «Вся Женева».  Цена на другие проездные билеты зависит от времени их действия и дистанции. Она начинается от 2 франков за билет, действующий три остановки, и доходит до 100 франков за проездной на месяц. 

В Лондоне электронная система оплаты проезда появилась в 2009 году. До этого здесь использовали бумажные билеты. Самый популярный проездной билет - карта Travelcard. Она используется для оплаты проезда на разных видах лондонского общественного транспорта. У Travelcard разные сроки действия – от одного дня до года.  Для удобства пассажиров она делится на два типа: для проезда в любое время (peak) и для проезда в любое время, кроме часов пик (off-peak). Проездные Off-peak Travelcard сроком на 1 день обычно на 50% дешевле, чем проездные Travelcard на весь день.

В столице Португалии Лиссабоне можно самому планировать маршрут общественного транспорта. Это можно сделать на сайте фирмы-перевозчика Carris, управляющей большей частью наземного транспорта города. В специальном окне надо лишь вписать пункт отправления и назначения в нужное вам время. Экран покажет подходящие маршруты с одновременным указанием цены поездки. К слову о цене, одна поездка на городском автобусе стоит 1,8 €. Оплатить проезд можно бумажным билетом или воспользоваться карточками: Colinas и Viva viagem. Оплата картой по системе заппинг - заправка на карточку не поездок, а денег - стоит 1,25 € за проезд на автобусе. Проезд по карте с предварительной заправкой поездками обойдется немного дороже - 1,40 €. Проездная карта с активностью 24 часа стоит 6 €. Она позволит оплатить поездки на любом виде общественного транспорта Лиссабона в течение всего дня.

В Амстердаме электронные карты оплаты Chikaart действуют с 2010 года. Карты бывают разными: от 1 часа действия до 168 часов. Пассажир загружает на карту столько средств, сколько ему надо. Стоимость проезда зависит от того, с каким сроком действия карту покупаете. Карта, действующая 24 часа, стоит 7,5 €, 48 часов – 12 €, 6 дней, или 144 часа, – 29,5 €. Электронные карты к тому же делятся на персональные и анонимные. Персональную карту надо обязательно регистрировать в офисах транспортной компании. Пользоваться этой картой кроме ее обладателя не сможет больше никто, зато она обеспечивает скидки и тарифные проезды. Анонимной картой может пользоваться каждый член семьи, но она никому не дает возрастных скидок.

В Париже различные виды билетов на все виды общественного транспорта продаются на каждой станции метро, в аэропортах у информационных стоек, в табачных и газетных киосках. Самый популярный разовый билет Ticket t+ стоит 1,80 €, набор из 10 штук — 14,10 €, для детей - 6,85 €. Такой билет у водителя купить нельзя, только в киосках и автоматах. Проездной билет, действующий 24 часа и в различных зонах города, можно купить по цене от 7 до 16,6 €.

В каждой стране система оплаты проезда в общественном транспорте отличается множеством нюансов. Ясно одно, такая система прочно вошла в образ жизни многих развитых стран. Она не просто удобная и доступная, но и помогает контролировать пассажиру свои расходы на проезд. 

экономист
Все против штрафов и острят про Штрафстан - пока не услышат глухой шлепок человеческого тела, сбитого машиной на их глазах.
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Кровавый "Құрмет": какова цена казахстанского ордена
Сотрудник Казахстанского монетного двора стал инвалидом при изготовлении государственной награды
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
Малому бизнесу придётся трудиться больше, чтобы бюджет мог возмещать сырьевым экспортёрам НДС
Есть у нас такая привилегированная каста, которой уплаченный НДС возвращается из бюджета, то есть из денег тех самых малых и средних предпринимателей
Претенденты на Оскар за Лучший фильм
У кого какие шансы в гонке за звание лучшей кинокартины года
Тайвань готовится к нападению Китая
И, как следствие, осуществляет поэтапный перенос критически важных производств за пределы острова
Чем замечателен православный храм в Алматы, где почитают Нурсултана Назарбаева
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Шаккалиев: Новое время ни на что не повлияло, просто некомфортно
Министр торговли и интеграции сообщил, что смена часового пояса на здоровье и ДТП не отразилась, но баланс между личной и профессиональной жизнью нужно улучшать
Почему Казахстан импортирует сварщиков
В Казахстане 40% от всего числа выпускников учебных заведений работают не по своей специальности
Как атырауский акимат крутит землёй
Чиновники самовольно распорядились чужой землёй без ведома собственника. Вернуть незаконно отнятую землю законными способами нельзя
В Усть-Каменогорске отменили мирное шествие, чтобы избежать нового Кантара
Горожане собирались выразить своё недовольство переводом времени
Замначальника управления образования области Улытау совершила суицид во время следствия
Перед смертью она заявляла о давлении со стороны полиции и писала письмо президенту
В СКО торговая надбавка на социально значимые продукты доходила до 50%
Причину дороговизны выявили в Департаменте экономических расследований
В Жетысу уборщики улиц пожаловались на отсутствие инвентаря и униформы, но в итоге нарвались на ботов в сети
Позже жалобщиков всё же приодели в оранжевые куртки и сняли новый видеоролик с пояснениями чиновников
Досаев: Я нажил много недругов за отказы на строительство в горной местности
Если недруги градоначальника не строят, строят друзья?
По просьбе бизнесмена специалист суда вместо депортации назначил штраф узбекским нелегалам
Потом нелегалы сделали миллионную работу бизнесмену, он оплатил за них копеечный штраф и сдал специалиста суда в КНБ
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.