Во время разговора на смартфон мужчины автоматически загрузилась программа удаленного доступа
Житель райцентра Сергеевка сразу и не сообразил, каким образом на него в личном кабинете банковского приложения был оформлен кредитный договор на 2,7 млн тенге. Обратился в полицию, где по факту мошенничества возбудили уголовное дело, признав сельчанина потерпевшим. Стали разбираться. Оказалось, что причина в программе удаленного доступа. Специально ее мужчина не устанавливал, она загрузилась автоматически после звонка с неизвестного номера.
- В ходе разговора злоумышленник озвучил все его персональные данные, в том числе банковские, - рассказала адвокат Елена ИГНАТЕНКО. - Данные факты подтверждают несанкционированный доступ посторонних лиц к данным моего доверителя. Одновременно на него был оформлен кредит в другом банке на сумму 2 484 512 тенге. Однако в этом случае перевод данных средств был заблокирован, и вся сумма займа возвращена банку.
Адвокат недоумевает: почему в первом случае банк, имея возможность обнаружения подключения удаленного доступа к номеру клиента, не связался с ним, не выяснил добровольность предоставления такого доступа, не заблокировал его? А ведь именно это повлекло за собой управление личным кабинетом сельчанина третьими лицами.
- Нарушением со стороны банка является также тот факт, что раздробленные переводы сумм кредита и снятие их через банкоматы не были заблокированы, что позволило злоумышленникам беспрепятственно похитить денежные средства, - отметила адвокат. - На основании выше изложенного я попросила провести проверку.
За месяц с небольшим к Игнатенко обратились еще семь человек, на которых через мобильные банковские приложения были оформлены соглашения об открытии кредитной линии на суммы от 2,2 млн до 5,6 млн тенге. Займы были зачислены на их действующие счета либо на счета, открытые в этот же день с последующей сменой пин-кода. Практически сразу же денежные средства были обналичены неизвестными лицами путем многократных транзакций бесконтактным методом (без карты) в банкоматах, расположенных в других городах Казахстана.
Поражает, что во всех этих случаях злоумышленники, представлявшиеся сотрудниками банка, изначально владели персональными данными жертв. Это позволяло им войти в доверие и убедить в необходимости установки программ удаленного доступа под предлогом предотвращения мошеннических действий третьих лиц по оформлению кредита. При этом сами люди не имели намерений получить заемные средства и были лишены возможности воспользоваться ими.
Примечательно, что у одной из жертв на смартфоне даже не было до этого приложения банка, в котором на него оформили кредит. Разгадывая этот ребус, адвокат выдвинула ряд версий, которыми обещает поделиться в ближайшее время.
Пока у нее очень много вопросов по биометрии. Говорит, изображения банки принимают самые абсурдные. Например, при оформлении кредита летом банку вполне подошло изображение клиента в шубе или человека, стоящего в предбаннике на фоне веревки с бельем. Где берут эти фотографии - еще одна загадка.
По данным полиции, каждое третье интернет-мошенничество в СКО — “звонок из банка”. Жертвами этого сценария в области с начала года стали 182 человека. При этом всего в регионе за девять месяцев зарегистрировано 516 интернет-мошенничеств. Ущерб, причиненный этими преступниками, составил уже более 500 млн тенге.
Фото из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!