Теперь уже бывший вице-министр Рахим Ошакбаев объяснил причину ухода на своей странице в Facebook
Дорогие друзья!
Как вам уже известно, я по собственному желанию уволился из Министерства по инвестициям и развитию. Решение было обдуманное и взвешенное, - пишет Рахим ОШАКБАЕВ на своей странице в соцсети. - Я начал обсуждать эту возможность с нашим министром (Асетом ИСЕКЕШЕВЫМ. – Ред.) еще в прошлом году, исходя из растущего понимания, что для министерства я буду гораздо полезнее работая в неправительственном секторе, в том числе в аналитике, чем пребывая в должности вице-министра и представляя собой довольно посредственного чиновника. В итоге мы решили завершить ряд проектов и поручений к концу первого квартала и только после этого оформить мой уход.
Я очень благодарен министру Исекешеву за понимание, доверие и высокую оценку моей работы на посту. Мы запланировали продолжить наше сотрудничество после моего возвращения с учебы.
Безусловно, получил бесценный опыт и более глубокое понимание специфики казахстанской модели госслужбы со всеми ее плюсами и минусами. Пришел, как и все, к очевидному выводу, что именно формирование подотчетного государства является ключевым и, конечно, наиболее сложным направлением среди всех пяти обозначенных институциональных реформ. Без реального увеличения транспаретности принятия решений, подотчетности государственных органов, ответственности за результаты работы и т.д. шансы на успешное реформирование других сфер крайне малы.
Нам потребуется кропотливо создавать реальную систему сдержек и противовесов, в основе которой, безусловно, лежит разделение и независимость ветвей власти, сильные и независимые неправительственные институты, которые могли бы балансировать госорганы. Не обойтись без компетентной и конструктивной дискуссии и конкуренции в публичном поле. Нам еще потребуется получить наш собственный, уникальный исторический опыт тестирования разных вариантов системы сдержек и противовесов, когда мы будем проходить через различные вызовы и кризисы. Это займет годы, но это основной фронт в укреплении нашей государственности.
Хочу кратко описать основные сущности, над которыми работал в должности:
Актуализация ГПИИР на 2015-2019 годы
К началу февраля т.г. нами был представлен проект новой редакции ГПИИР в формате «Белой книги» - Whitepaper (что в первую очередь подразумевает читабельность - 50 страниц - и понятность), который предусматривал отличные от действующей редакции подходы к политике индустриализации:
- фокус на общесистемных мерах и мерах, не искажающих конкуренцию, на которые предлагалось направить 80% усилий и финансовых ресурсов программы; в первую очередь - создание базовых предпосылок конкурентоспособности обрабатывающей промышленности через денежно-кредитную, налоговую, курсовую политику, снижение транзакционных издержек экспортно-импортных операций, существенное расширение доступа на рынки сбыта, доступности кредита и т.д.;
- принципиальный отказ от прямых мер финансовой поддержки отдельных предприятий и отраслей за счет государственных средств (кредитование, субсидии, участие в уставном капитале и т.д.); постепенный отказ от реализации индустриализации через поддержку проектов квазигосударственного сектора, отказ от инициативы «Национальные чемпионы», финансируемой за счет бюджета и т.п.; это позволило бы существенно сократить потребности в государственном финансировании программы, не искажать конкуренцию и задействовать частные прямые инвестиции;
- определение полного списка разрешенных к применению мер и инструментов поддержки промышленности, в минимальной степени искажающих конкуренцию;
- создание понятной и лаконичной архитектуры реализующих программу документов в виде дорожных карт развития отраслей, разрабатываемых при широком вовлечении их представителей и инвесторов и использующих вышеуказанный разрешенный инструментарий;
- поддержка развития региональных кластеров по методологии Comprehensive Economic Development Strategies (CEDS), используемой правительством США;
- серьезный фокус на повышении качества трудовых ресурсов, как ключевом долгосрочном конкурентном преимуществе.
Данные подходы нашего министерства, к сожалению, не нашли полной поддержки в других госорганах в процессе согласования программы.
Привлечение инвестиций
Большой блок вопросов связан с привлечением инвестиций. Текущая работа была сосредоточена по следующим направлениям:
- сотрудничество с ОЭСР: с сентября 2015 года начата работа по проведению второго Обзора инвестиционной политики Казахстана; его результаты предоставят возможность Казахстану стать участником Комитета по инвестициям ОЭСР;
- защита и поощрение инвестиций: ратифицированы международные соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций с Республики Сербия и со Словацкой Республикой;
- сопровождение совместных инвестиционных проектов с КНР (52 проекта);
- разработка Детального плана по улучшению инвестиционного климата в соответствии со стандартами ОЭСР;
- совершенствование формата Совета по улучшению инвестиционного климата при премьер-министре;
- работа рабочей группы Совета иностранных инвесторов по решению вопросов налоговой, таможенной сферы, защиты прав интеллектуальной собственности и технического регулирования.
Безусловно, все это не результат, а процесс, и есть отчетливое понимание, что объем привлеченных инвестиций в существенно большей степени зависит в целом от инвестиционного климата, нежели чем от того, какие соглашения о поощрении инвестиций мы подпишем или какие отчеты ОЭСР мы получим или сколько и где роуд-шоу мы проведем. В первую очередь это вопросы защиты прав собственности, верховенства закона, коррупции, макроэкономической предсказуемости, вопросы правоприменения, миграционный режим и т.д.
Например, несколько случаев неправомерного доначисления налогов крупным инвесторам, работающим в Казахстане, и соответствующего списания у них денег с последующими долгими судебными тяжбами могут полность подорвать все усилия правительства по привлечению инвестиций и созданию имиджа инвестиционно привлекательной страны. Информация распостраняется очень быстро.
Также еще много что нужно сделать для налаживания инфраструктуры по работе с инвесторами. У нас пока еще критически низкая доступность надежной информации (и не только на английском языке) для принятия инвестиционных решений.
Свое видение по совершенствованию действующей системы привлечения иностранных инвестиций я также представил руководству министерства.
Свободные экономические зоны
С коллегами защищали в парламенте и довели до принятия Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон». К нему разработаны и приняты все необходимые подзаконные акты. Вместе с тем этот закон конечно не решает всех проблемных вопросов СЭЗ.
С 2003 года в десять СЭЗов было инвестировано 265 млрд тенге бюджетных инвестиций. На завершение строительства их инфраструктуры потребуется еще порядка 300 млрд тенге. За это время удалось привлечь пока только 185 участников, которые получили налоговых и таможенных льгот на 27,2 млрд тенге и создали порядка 9 тыс. рабочих мест. Поэтому повышение эффективности работы СЭЗ и экономической отдачи все еще является большим вызовом.
Государственная программа развития образования и науки на 2016-2020 годы
Это было одним из наиболее приоритетных направлений работы для меня лично, несмотря на то, что программа ГПРОН разрабатывалась не нами, а коллегами из Министерства образования. Наше министерство официально дало много концептуальных предложений в программу, поскольку качество трудовых ресурсов и человеческого капитала в целом является основополагающим фактором конкурентоспособности не только промышленности, но и всей страны в целом.
В том числе был предложен фокус на STEM-образовании и английском языке в школах и создание компетенций по Advanced Manufacturing в колледжах. Радикальное повышение уровня казахстанских педагогических вузов, которые должны быть сравнимы с ведущими университетами. Региональные университеты и качество их выпускников должны стать ключевым активом наших регионов в экономическом развитии и привлечении инвестиций.
Образование, к сожалению, сильно недофинансировано. Кроме того, существует большой потенциал повышения эффективности бюджетных расходов в этой сфере. Мы предложили существенно увеличить, как минимум удвоить расходы республиканского бюджета на образование (с безусловным повышением эффективности), в том числе за счет перераспределения денег с бюджета нашего министерства в пользу МОН.
Также мы с коллегами постарались вывести на новый уровень взаимодействие с бизнес-сообществом. Мы изменили формат работы Экспертного совета по вопросам предпринимательства и начали проводить на постоянной основе очные заседания с участием бизнес-ассоциаций и Нацпалаты (предпринимателей «Атамекен». – Ред.) для решения существующих проблем бизнеса.
Большой объем работы был связан с международным сотрудничеством - встречами с иностранными делегациями, послами, инвесторами и экспертами. За полгода работы я принял участие в 79 встречах с иностранными гостями, успел совершить 14 командировок, в том числе зарубежных (Сингапур, Южная Корея, Франция, Турция, ОАЭ, США, Россия, Таджикистан), общей продолжительностью 32 дня, принял участие в 60 совещаниях в правительстве, 17 совещаниях в парламенте, 212 совещаниях и встречах внутри министерства, других госорганах.
Скажу, что реально «снимаю шляпу» перед отвагой и самоотверженностью политических госслужащих, особенно моих коллег – вице-министров, на которых лежит основная, можно сказать титаническая нагрузка, и которые в буквальном смысле «пашут» с экстремально высоким уровнем политической ответственности и правовых рисков.
В отношении дальнейших планов - со вчерашнего дня приступил к краткосрочной учебе по приглашению Фонда Дональда РАМСФЕЛЬДА, бывшего министра обороны США, в Central Asia - Caucasus Institute at Johns Hopkins University's School of Advanced International Studies (SAIS) в Вашингтоне в рамках программы Rumsfeld Fellowship.
Это 6-недельная программа для молодых лидеров из Центральной Азии, Кавказа, Афганистана и Монголии. С 2008 года программа насчитывает уже 15 сессий и 135 выпускников.
В нашей группе 12 человек, и мне выпала честь в единственном числе представлять Казахстан.
Программа очень насыщена, предполагает встречу с различными политиками, государственными служащими, бизнес-лидерами, журналистами, учеными и региональными экспертами. Например, сегодня мы отдельно встречались с президентом Грузии, могли задавать ему вопросы. Завтра будем слушать лекцию нашего президента в Carnegie Foundation на тему «President Nazarbayev on Kazakhstan’s Vision for a Secure Nuclear Future».
Планирую вернуться в Астану и быть «в строю» уже к концу мая. Уверен, что полученные новые знания и новые связи мы сможем применить у нас в Казахстане.
Удачи всем и спасибо огромное за поддержку!
Примечание. Публикуется с разрешения автора.
Из досье Ratel.kz
Дата рождения: 30 июля 1976 года.
Место рождения: КазССР; Восточно-Казахстанская область; Уланский район.
Образование:
- Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1999), специальность «экономист».
- Обучение за границей по международной образовательной программе (с марта 2016).
Трудовой стаж:
- Главный бухгалтер, управляющий директор, заместитель председателя правления в финансово-лизинговой компании АО «КазАгроФинанс» (2001- июль 2002);
- Председатель правления финансово-лизинговой компании АО «КазАгроФинанс» (июль 2002-10.2003);
- Руководитель проекта по развитию лизинга в Казахстане в Международной финансовой корпорации Всемирного Банка (IFC) (октябрь 2003 – февраль 2004);
- Предприниматель, генеральный директор частной компании (февраль 2004 – январь 2008);
- Генеральный директор ТОО «Аналитический центр экономической политики АПК» (июнь 2009 – март 2011);
- Директор информационно-аналитического департамента, управляющий директор АО «ФНБ «Самрук-Казына» (май 2011 - февраль 2012);
- Первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» (февраль 2012 - 2013);
- Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей (сентябрь 2013 - август);
- Вице-министр по инвестициям и развитию РК (август 2015 – март 2016).
Источник: zakon.kz.