Глупые вопросы о проблемах новой котельной в Аксу и о том, существуют ли на самом деле отечественные котлы
Напомним, в ноябре 2021 года после аварии на котельной Аксуского завода ферросплавов, отапливающей город, Ratel.kz вспомнил, что здесь еще в 2019 году должна была появиться новая городская котельная мощностью 180 гигакалорий стоимостью 11 млрд тенге, о которой почему-то все подозрительно забыли. Как будто это не крупный объект, а какой-нибудь скворечник в лесу. Ее проект был разработан в 2015 году, когда власти пришли к выводу, что котельная АЗФ уже обветшала и скоро может перестать справляться с нагрузкой, обогревая и завод, и растущий город. Строительство за счет бюджета началось в 2017 году.
После публикации Ratel.kz власти о новой котельной вынуждены были срочно вспомнить и попытаться форсировать ее запуск, но дело не пошло. Мы регулярно рассказываем, с какими трудностями сталкивается подрядчик, пытающийся провести пуско-наладочные работы: то уголь не хочет сгорать, то зола не хочет смываться. И власти охают и ахают – как же так получилось? Оказывается, все прекрасно знают – как, но не говорят, потому что это неполиткорректно.
Сначала расскажем о подрядчике - проектно-монтажной компании ТОО "KBI Energy". На сайте ТОО сказано, что помимо строительства котельной (которое, к слову, указано как успешно завершенное) оно ведет восстановление и модернизацию энергоблока №1 на Экибастузской ГРЭС-1, участвует в строительстве третьего энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2, занимается капремонтами энергоблоков станций по всему Казахстану, строит ветровые электростанции. По информации Adata.kz учредителем "KBI Energy" является компания GBI MANAGEMENT FZE (ГБИ МАНАГЕМЕНТ ФЗЕ), частная компания с ограниченной ответственностью, основанная в 2014 году в Шардже, Объединенные Арабские Эмираты. Это название вряд ли кому-то что-то скажет. Поэтому сообщим, что фактически ТОО контролирует Кайрат ИТЕМГЕНОВ - №37 в рейтинге "50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана – 2022" и под №24 в рейтинге "50 богатейших бизнесменов Казахстана – 2022" от "Форбс-Казахстан". В 2020 году в интервью forbes.kz он рассказывал, что создал KBI Energy на базе проектного института в Павлодаре. И одновременно построил в Экибастузе завод по производству котлов и котельного оборудования - ТОО "Энерго Спец Строй".
- Когда у тебя проектный институт и ты занимаешься ремонтами в энергетике, ты все время зависим от России – заказы размещали в Подольске, Барнауле, Таганроге. Ну и, естественно, постоянно возникали какие-то нестыковки, приходилось отправлять на переделку, а это время. Второе – дороговизна, цены все время росли, а капитальный ремонт котлов надо делать ежегодно. Поэтому я закупил финское оборудование и построил завод прямо в Экибастузе. До этого никогда раньше котельное оборудование в Казахстане не производилось, – рассказывал бизнесмен в интервью forbes.kz.
Также бизнесмен сообщил, что в 2020 году завершает строительство котельной проектной мощностью 180 Гкал/ч в Аксу.
- То есть проект – наш, строительство – наше, котлы – наши. В Казахстане таких небольших городов с населением 40–60 тыс. человек – множество, и практически везде коммунальное хозяйство нуждается в восстановлении или модернизации. Так что направление это очень перспективное, и заказы, думаю, нашему заводу обеспечены на много лет вперед, – рисовал перспективы Итемгенов.
Ну так вот, как утверждают специалисты, в Казахстане не владеют технологией производства котлов.
- Все твои рассказы про аксускую котельную – это сплошная интрига, - сообщил мне профессиональный энергетик Петр СВОИК. - В России есть Бийский завод, который делает котлы малой мощности для котельных, в том числе работающих в Казахстане. Это котлы, которые сжигают уголь как он есть – на поддонах, решетках, и в результате получается шлак. Но даже такой относительно небольшой котел – это очень сложный агрегат, плод многолетнего конструкторского и производственного опыта.
Есть совокупность многих производств, связанных между собой, на которых учитывается - какая должна быть углеподача, какой дымосос, типы труб, вентиляторы, в каком сочетании, для какого угля. Все это было в России наработано благодаря очень богатому опыту, котлы там выпускаются крупными сериями. А попытаться на коленке сляпать шесть котлов для аксуской котельной – это кустарная самодеятельность либо фантастика. Я не глядя могу спорить на что угодно, что на самом деле аксуская котельная будет состоять из российских котлов, которым на местном заводе тоже чего-то наклепали. Любой котел, как конструктор "Лего", он весь состоит из сменяемых частей, которые по техническим регламентам нужно менять с определенной периодичностью. Что-то каждый год, что-то каждые пять лет, барабан - раз в 30 лет, и так далее. Чаще всего меняются трубы, и в Казахстане в принципе можно их выпускать, как и еще какие-то части, но точно не весь котел. Завод в Экибастузе может иметь вспомогательное значение, но никак не основное. А если кто-то сдуру решил на этом заводе делать полностью котел, то он совершил большую глупость. На всякий случай сообщаю, что еще в России есть Барнаульский котельный завод, специализирующийся на энергетических котлах, в которых уголь сжигается в виде мелко размолотой пыли, какие работают на ГРЭС-1 и ГРЭС-2. А это еще в десять раз более размерный и сложный агрегат, состоящий из десятков сложных элементов, изготавливаемых на различных производствах.
Нам очень хотелось услышать мнение об экибастузских котлах и причинах незапуска аксуской котельной второй стороны - Кайрата Итемгенова, инженера по образованию. К сожалению, отправленные в понедельник, 27 марта, по WhatsApp вопросы пока что остаются без ответа.
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!