Антикоррупционный мониторинг показал проблемы в дорожной сфере
Республиканское общественное объединение "Әділдікті талап ет!" в течение этого лета проводил мониторинг господрядов на ремонт и строительство дорог в городе и сёлах и выявил, что работы ведутся спустя рукава, проблемы повторяются из года в год, однако же власти буквально расписываются в своей беспомощности и не предпринимают мер, чтобы у людей появились качественные дороги, а бюджетные деньги не расходовались столь бездарно.
По словам председателя объединения "Әділдікті талап ет!" Бауыржана ЗАКИ, в этом году общественники объехали 25 посёлков. Увиденное там озадачило их: казалось бы, выделяемые на дороги суммы растут ежегодно (в 2020 году – 26,6 млрд, в 2021 году – 57,8 млрд и 2022 году – 84,8 млрд тенге), но никто не заинтересован в том, чтобы эти суммы осваивались как положено.
- В Казталовском районе дорожная компания не провела работы в полном объеме, уложенное ими покрытие уже имеет просадки и ямы, протяженность сократили на 500 метров. В Чингирлауском районе - подрядчик снял грунт и все, хотя еще 1 сентября он должен был сдать полностью всю дорогу готовую. В Уральске стройкомпания делает ремонт улицы, при этом на сайте госзакупок даже упоминания нет об этом лоте. И таких случаев - большинство, мы направили обращения в антикоррупционную службу и прокуратуру. А на одну компанию - ТОО "Ануш - Курылыс", после нашего обращения, районный отдел ЖКХ подал в суд, чтобы признать фирму недобросовестным поставщиком. Эта фирма забрала себе 13 тендеров в этом году на 4,2 миллиарда и толком не справляется ни на одном своем объекте, - рассказывает общественник.
По данным портала госзакупок, ТОО "Ануш-Курылыс" - выиграла 13 тендеров по Западно-Казахстанской области, на общую сумму 4,2 миллиарда тенге в двух селах Жангалинского района, двух селах Теректинского района, двух селах Байтерекского района и большой лот на ремонт 19 улиц в Чингирлауском районе . Руководителем компании является Оганесс МИНАСЯН. В прошлых интервью Ratel.kz он сообщал, что компания испытывает проблемы с битумом и щебнем, из-за чего задерживается строительство дорог.
По словам Бауыржана Заки, проблема в том, что не хватает до одного, то другого, а бюрократическим процедурам придается чуть ли не больше усилий, чем непосредственно строительству.
- Мы выявили факты намеренного использования подрядчиками более дешевых строительных материалов (битум, щебенка). К примеру, щебень, предназначенный для тротуаров, идет на асфальт трасс и уличных дорог, что сокращает расходы подрядчика. И без того в области существует проблема с битумом. Мало того, что заводы не успевают его отгружать, так еще он и некачественный - не липучий и часто перемешан с отработанным автомаслом. В России битум более качественный и дешевый, но его запрещено импортировать, - говорит Бауыржан Заки.
По словам общественника, само строительство дорог затянуто: районные акиматы проводят конкурсы в апреле-мае-июне, поскольку ждут денег из бюджета, а по заключению договора подряда строительная компания еще месяц ждет талон на строительство из ГАСКА. Из-за этого потом строительные работы ведутся при неблагоприятных условиях - осенью, зимой, а подготовительные работы, снятие старого асфальта превращают дороги в непроходимую грязь.
- Строительные компании после получения аванса успокаиваются: готовят дорожное полотно, максимум - засыпают щебенку. То есть делают видимость работы для акимата и общества. Сам акимат или отдел ЖКХ не контролирует детально этапы строительства, а технадзор, как правило, не выполняет особо свои надзорные функции. Это происходит, потому что акимат бывает связан с технадзором", - рассказывает общественник.
Ранее сообщалось, что в ЗКО фирма-подрядчик, взявшая на себя миллиардные обязательства по строительству дорог не справляется и затягивает сроки сдачи объектов. А в одном из пригородных элитных поселков власти пожертвовали асфальт с одной улицы для другой, где проживают их коллеги- чиновники.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!