В этом заключается причина превращения знаковых проектов в долгострои, нехватки чистой воды и дефицита сахара
На очередном заседании Общественного совета Северо-Казахстанской области заместитель руководителя управления финансов СКО Латипа ТУЛЕПЕНОВА отчиталась об исполнении областного бюджета за прошлый год. Она сообщила, что область остается субвенционной, основными источниками формирования доходной части бюджета являются поступления из республиканской казны, которые в 2021 году составили 278 млрд тенге, или 73 % от общего объема поступлений. Собственные доходы составили 35 млрд тенге, сверх плана дополнительно поступило 3,6 млрд тенге.
Как отмечено в докладе, исполнение бюджета по расходам обеспечено на 99,5 %. Неосвоение сложилось в сумме 1,3 млрд тенге, в том числе - сумма экономии 499,6 млн тенге.
- Основная сумма неосвоения сложилась по проекту "Строительство двух студенческих общежитий по 600 мест университета" в связи с несостоявшимся конкурсом по государственным закупкам в сумме 540 млн тенге, - сказала Тулепенова.
Общественники отметили, что в регионе несколько знаковых проектов превратились в долгострои. И корень проблемы заключается в том, что не умеют ни планировать бюджет, ни его исполнять.
- Согласно действующему бюджетному законодательству РК, бюджет области принимается на три календарных года, тем не менее многократно в течение одного финансового года дополняется, изменяется и корректируется, по данным ревизионной комиссии, таких уточнений и корректировок было 17, - сказал член Совета Павел АФАНАСЬЕВ. - Однако в конце каждого года все равно в бюджете уже денег нет. Последняя корректировка, как правило, происходит ежегодно в середине – второй половине декабря, когда времени на освоение выделяемых денежных средств уже практически не остается. В сравнении с предыдущими годами неисполнение значительно увеличилось. Такая ситуация является признаком ненадлежащего администрирования и упущений в работе администраторов бюджетных программ. Как показывает практика, местные власти не умеют ни планировать бюджет, ни четко его исполнять.
По словам Афанасьева, из-за нехватки средств финансирование возводимых объектов растягивается на несколько этапов: в первый год финансируется только составление проектно-сметной документации, во второй – прохождение экспертиз, в третий – делается небольшой задел для начала строительства, в четвертый год – идет основное строительство, в пятый – доделки и ввод в эксплуатацию, и так далее. А после всего вспоминают про неподведенные сети и коммуникации, общее благоустройство.
На все эти мероприятия деньги выделяются по принципу "бери, сколько дали, или даем, сколько есть". Поэтому, как подчеркнул общественник, о качестве говорить уже не приходится.
- Вот поэтому заброшено начатое строительство, и неизвестно, когда еще будут завершены социально значимые для нашей области объекты - областная многофункциональная больница на 480 коек, поликлиника на 250 посещений в смену в микрорайоне "Береке", здание казахского музыкально-драматического театра в микрорайоне "Жас Оркен", - сказал Павел Васильевич.
По информации, представленной на заседании, в СКО создан социально-ориентированный бюджет, в 2021 году доля расходов на социальную сферу составила 45%. Например, объем финансирования сферы образования составил около 30 % бюджета области. Это дает возможность строить новые школы, улучшать их инфраструктуру, укреплять материальную базу.
- Однако мы встречаем и вопиющие факты, которые нам говорят о, возможно, неразумном и нецелевом использовании денежных средств в этой сфере, когда, например, в Токушинской школе буквально в минуту рушится крыша спортивного зала, но на публику утверждается, что якобы "ничего этого не предвещало", - возмутился Павел Афанасьев. - Как будто само собой случилось, в порядке вещей. Кто за это понес персональную ответственность? По непонятным причинам не завершено в отведенные сроки и значительно отстает от графика строительство нескольких студенческих общежитий вуза и колледжей. Эти проекты, которые должны были стать для СКО имиджевыми, превратились в обычные долгострои. Оставляет желать лучшего работа по обеспечению сельчан региона чистой питьевой водой. Почти 20 процентов сельского населения области не имеют такой воды, во многих населенных пунктах пользуются скважинами либо колодцами. Законное возмущение жителей региона вызывает неспособность органов исполнительной власти наладить доставку до прилавков магазинов сахара по адекватным ценам. Заявляется, что дефицита данного продукта вовсе нет, но тогда непонятно, а где же он? Создается искусственный ажиотаж, образуются очереди, цена на сахар заоблочно и немотивированно завышается. И все это – в преддверии заготовительного сезона. Власть должна, на мой взгляд, вести себя более внятно и организованно.
Общественник также отметил, что к сожалению, из основного доклада управления финансов, не видно, какой доход в областной бюджет приносит деятельность государственных предприятий, предприятий квазигосударственного сектора экономики, свободной экономической зоны "Кызылжар". Непонятно, какие доходы получены от приватизации основных средств, разгосударствления предприятий.
- В нашей области государственные предприятия не только не пополняют бюджет, а активно его расходуют, что их, по сути дела, роднит с государственными учреждениями, - подчеркнул Афанасьев. – Многократно, на протяжении не только 2021-го финансового года, но и всей предыдущей истории, выделялись и выделяются большие средства на пополнение уставных капиталов государственных предприятий, на увеличение материально-технической базы, внутреннее развитие, а чаще всего – на финансирование текущих расходов. Насколько нам нужны такие убыточные структуры, которые используют бюджет как "дойную корову"? На мой взгляд, давно пришла пора провести общую ревизию таких государственных предприятий, посмотреть, нужны ли они нам в дальнейшем, избавиться от затратных и убыточных, а деятельность оставшихся активизировать.
Фото из открытых источников.