В Алматы открылась выставка Сауле Сулейменовой «Устоять бы на ветре прочищающем ребра»
На снимке: художник Сауле Сулейменова умеет превращать искусственное в настоящее.
* «Отцеллофанить» степь в искусстве
* Пластик как основа всего
* Из искусственного - настоящее
Когда у выставки два названия – значит, это кому-нибудь нужно. И совершенно не обязательно, чтобы английское название было нужно одним иностранцам, а название на русском – нам.
В Алматы в Aurora Space открылась выставка Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ Somewhere in the Great Steppe - «Устоять бы на ветре прочищающем ребра».
«Отцеллофанить» степь в искусстве
Так вот, специально для нас: Somewhere in the Great Steppe – «Где-то в Великой Степи» - это на самом деле везде, потому что уже много лет наша степь завалена пластиковым мусором.
Именно такой ее увидела Сауле в окне поезда Алматы-Астана, хотя хотела, по ее собственным словам, «поймать самое торжественное время – когда цветут тюльпаны».
Посреди тюльпанов и травы цвели буйным цветом - нагло пестрели всеми цветами радуги пластиковые пакеты и такие же бутылки. Так и тогда у Сауле родилась идея – «отцеллофанить» степь в изобразительном искусстве. В «целлофановой живописи».
Мы уже писали о том, какой это сложный, трудоемкий жанр и «опасное производство»: пластиковые пакеты крепятся на листы полигаля с помощью горячего пистолета.
Мы уже писали о том, как месяц назад художник Сауле Сулейменова и арт-менеджер Тогжан САКБАЕВА бросили клич алматинцам - «давайте утилизировать в искусство» и предложили собирать разноцветные пластиковые пакеты в специальный контейнер.
Поэтому – хватит уже о целлофане (или пластике), давайте об искусстве.
Пластик как основа всего
Новые картины Сауле рождались буквально на глазах у изумленной публики в Фейсбуке и, некоторые, под влиянием момента: так появились «ЦОН. Регистрация N 1», а потом – «N 2» и «N 3».
Оказалось, что пластику под силу передать напряженность и безысходность лиц в очереди за регистрацией, а слоганам на пакетах – грустную иронию художника.
«Оп-оңай» (совсем легко) читаем мы на шарфе девушки из очереди. «Комфорт в любых условиях» - угадывается надпись на стенах ЦОНа.
Новые картины Сауле, несмотря на всю «противность» использованного материала, оказались чудо как хороши, и от картины «Ала Дала. Жетiсу» просто не оторвать глаз.
Картина-первопричина, где цветущая степь с красными тюльпанами и где на некоторых цветах, если присмотреться повнимательнее, можно увидеть казахский орнамент.
Так Сауле усиливает свою мысль, свой «месседж» художника, накладывая один символ – национальный орнамент, на другой символ – национальный пейзаж...
А что в итоге? Третий символ – пластик как основа всего.
Из искусственного - настоящее
«Это тот самый пластиковый мир, в котором мы ныне живем... - написала куратор выставки Валерия ИБРАЕВА. – Это искусственно созданные очереди на регистрацию внутренних мигрантов – жителей страны, искусственные небеса над полем, являющиеся продолжением пластиковых роб уличных рабочих, занятых на строительстве легковоспламеняющихся зданий, покрытых алюкобондом, или бесконечно подметающих центральные улицы, создавая искусственный фасад благополучной страны».
Но, самое интересное, что Сауле из всего этого искусственного сделала настоящее. Это настоящая, а не целлофановая живопись: тени и блики, переходы и полутона. Это настоящие, а не пластмассовые эмоции: обида и радость, горечь и восторг.
Опять специально для нас: второе название, «Устоять бы на ветре прочищающем ребра» - это из стихотворения самой Сауле Сулейменовой.
И у этой фразы есть продолжение:
Устоять бы
На ветре
Прочищающем
Ребра
Остаться добрым.
Непонятно как, но Сауле удалось и в этой выставке остаться доброй. Несмотря на всю «мерзость» использованного материала, несмотря на саму «идеологию» выставки и несмотря на ее предысторию – это очень добрая и оптимистичная выставка.
Похоже, Сауле на самом деле верит в то, что нашу степь и нашу жизнь можно очистить от мусора – и она уже начала.
На открытии выставки. Художник Камила Нугманова.
«Я обретаю здесь приумножение добра» - сказал на открытии Мурат АУЭЗОВ.
Мурат Ауэзов и Тимур Сулейменов.
Фото: автора и из архива Сауле Сулейменовой.