Новое дыхание Аркалыка: восстановить авиасообщение с городом-призраком намерены в Костанайской области

4899 просмотров
0
Ярослава Богатырева
Суббота, 02 Мар 2024, 10:30

В городе стали возрождаться заброшенные производства, встал на ноги малый и средний бизнес

Еще в начале двухтысячных Аркалык относили к депрессивным городам. Он был частично заброшенным. Пустовали целые микрорайоны. После принятия в стране программы по развитию и поддержке моногородов, ситуация начала меняться.

Немного истории

Основали город в 1956 году как посёлок геологов и строителей. Возводился как образцовый, с многоэтажками, и практически не имел частного сектора. Своим появлением он обязан открытию здесь залежей руды.

В 60-ые годы Аркалык был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, сюда стала стекаться молодежь со всего СССР. В 1965 Аркалык получил статус города, в 1971 стал центром вновь созданной Тургайской области. К 80-ым годам город достиг своего расцвета.

До 1997 года Аркалык являлся административным центром ныне упразднённой Тургайской области Казахстана. А потом город вошёл в состав Костанайской области и стал простым районным центром (официально город областного подчинения), почти в пятистах километрах от областного центра… Люди стали уезжать.

Тогдашней администрацией города было принято решение оптимизировать проживание горожан и переселить их более компактно, в результате чего были заброшены сразу несколько микрорайонов. Сегодня их уже нет – снесли. Звание "казахстанской Припяти" Аркалык, наконец, утратил.

Аркалык. Возрождение

В 2012 году в Казахстане была разработана и утверждена госпрограмма "Программа развития моногородов на 2012-2020 годы". Аркалык – из их числа.

Благодаря ей в городе стали возрождаться заброшенные производства, встал на ноги малый и средний бизнес.

Но вышеуказанная программа просуществовала всего три года (2012-2014 гг.), а затем была интегрирована в Программу развития регионов до 2020 года. Аркалык опять попал в список городов, нуждающихся в государственной поддержке. Здесь стали реализовывать "якорные" проекты, уровень безработицы снизился, стала развиваться инфраструктура.

В настоящее время утверждена новая Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы. Согласно документу у города до сих пор низкий потенциал экономического развития. Но аркалыкчане стараются! Здесь, наконец, отремонтировали городскую ТЭЦ, она одна из немногих в стране до недавнего времени работала на мазуте, открывают новые предприятия. Отремонтированы городской драмтеатр и другие соцобъекты. В город приезжают новые кадры, а это важно.

В этом году в Аркалыке запустили ветровую электростанцию! Это один из самых крупных проектов в Плане развития города до 2027 года.

Стоимость проекта более 24 миллиардов тенге, общая мощность 48 МВт. Кстати, для обеспечения электроэнергией города Аркалык, Амангельдинского и Джангельдинского районов вполне достаточно 13 МВт. Оставшиеся ресурсы послужат для привлечения инвестиционных проектов. В этом году планируется еще завершить строительство газопоршневой электростанции мощностью 40 МВт и первой в области солнечной электростанции мощностью 22 МВт. В 2025 запланировано строительство ветровой электростанции мощностью 50 МВт. Это позволит увеличить выработку собственной электроэнергии области на 110 МВт или на 32%.

В здании бывшего кинотеатра "Казахстан" (он перестал работать еще в 90-е годы прошлого века) хотят открыть женский оздоровительный комплекс. Аким Аркалыка Амирхан АСАНОВ проинформировал об этом посетившего недавно город главу региона Кумара АКСАКАЛОВА. Здание уже в коммунальной собственности. На разработку ПСД реконструкции здания, площадь которого больше тысячи квадратов, выделено семь миллионов тенге. Конкурс будет объявлен в ближайшее время. 

Попутного ветра!

Кстати, в рамках этого визита в Аркалык в первых числах февраля аким Костанайской области Кумар Аксакалов поднял вопрос, который в самом городе обсуждают давно (жители поднимают его на всех отчетных встречах года так с 2017). Возобновление авиасообщения. Да-да! Здесь когда-то был свой аэропорт.

"Аэропорт Аркалыка работал до 1998 года. Как известно, сейчас мы уделяем большое внимание развитию города Аркалык наших южных районов. Поэтому считаю, что областному управлению автодорог совместно с местным акиматом нужно тщательно изучить вопрос реконструкции аэропорта. Это даст большой толчок развитию южного региона в целом. В настоящее время мы общаемся с несколькими авиакомпаниями, и я считаю, что аэропорт Аркалыка должен работать”, - сказал Кумар Аксакалов.

Тему развития малой авиации обсудили в январе этого года и в Министерстве транспорта в рамках рабочего совещания. Главная задача в этом направлении – восстановить малые аэропорты в регионах и связать через них населенные пункты, удаленные от крупных республиканских артерий наземного транспорта. Аркалык – один из таких. Даже с Костанаем его связывает только одна дорога.

“По итогам совещания глава Минтранспорта поручил рассмотреть вопросы строительства и реконструкции аэропортов в городах Урджар, Ушарал, Зайсан, Катон – Карагай, Каркаралы, Улытау и Аркалык, а также продолжить работу по развитию малой авиации”, — отметили тогда в ведомстве.

Кстати, месяца два назад восстановить аэропорт в Аркалыке просил депутат Мажилиса Берика БЕЙСЕНГАЛИЕВ: “Удаленность региона от столицы и областного центра и республиканских трасс означает, что добраться до Аркалыка с любого направления на машине или поезде обычно занимает целый день. Поэтому отсутствие воздушного сообщения препятствует полноценному социально-экономическому развитию региона”.

Если завтра в полет

И вот стало известно – авиасообщение восстанавливать будут. Пока о том, что в городе был аэропорт, напоминает только сохранившаяся взлетно-посадочная полоса.

Кстати, в 2020 году местный аэропорт "гремел" на всю страну. Объект в городе-призраке выставили на продажу. Стоимость комплекса зданий вместе с прилегающей территорией в пять гектаров составила 30 миллионов тенге.

"Сейчас объект передатся к нам на баланс, - сообщил руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Олжас НУРГАЛИЕВ. - Ориентировочно в мае, то есть, тогда, когда сойдет снег, мы будем делать полное обследование объекта. Здесь будут работать лицензированные подрядчики и "КазАвиаНавигация".

Уже после этого будут определены этапы и виды строительных работ по восстановлению аэропорта города Аркалык и его дальнейшей сертификации, а также для включения объекта в реестр аэропортов. В случае положительного решения вопроса, первое, что планируют сделать - это восстановить авиасообщение. После - будут рассматривать вопрос о восстановлении самого здания аэропорта.

“Они должны будут предоставить нам заключение: какие виды работ нужно сделать, чтобы возобновить работу взлетно-посадочной полосы, запустить терминал, закупить технику (пожарные машины, снегоочистительные и так далее). Пока предполагаемый пассажиропоток — 50 человек в час", - резюмировал Нургалиев.

Фото: из открытых источников и архива "КН".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане снижаются инфляционные ожидания, а тенге укрепляется
Эксперты прогнозируют паузу в изменении базовой ставки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента