Новое дыхание Аркалыка: восстановить авиасообщение с городом-призраком намерены в Костанайской области

4758 просмотров
0
Ярослава Богатырева
Суббота, 02 Мар 2024, 10:30

В городе стали возрождаться заброшенные производства, встал на ноги малый и средний бизнес

Еще в начале двухтысячных Аркалык относили к депрессивным городам. Он был частично заброшенным. Пустовали целые микрорайоны. После принятия в стране программы по развитию и поддержке моногородов, ситуация начала меняться.

Немного истории

Основали город в 1956 году как посёлок геологов и строителей. Возводился как образцовый, с многоэтажками, и практически не имел частного сектора. Своим появлением он обязан открытию здесь залежей руды.

В 60-ые годы Аркалык был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, сюда стала стекаться молодежь со всего СССР. В 1965 Аркалык получил статус города, в 1971 стал центром вновь созданной Тургайской области. К 80-ым годам город достиг своего расцвета.

До 1997 года Аркалык являлся административным центром ныне упразднённой Тургайской области Казахстана. А потом город вошёл в состав Костанайской области и стал простым районным центром (официально город областного подчинения), почти в пятистах километрах от областного центра… Люди стали уезжать.

Тогдашней администрацией города было принято решение оптимизировать проживание горожан и переселить их более компактно, в результате чего были заброшены сразу несколько микрорайонов. Сегодня их уже нет – снесли. Звание "казахстанской Припяти" Аркалык, наконец, утратил.

Аркалык. Возрождение

В 2012 году в Казахстане была разработана и утверждена госпрограмма "Программа развития моногородов на 2012-2020 годы". Аркалык – из их числа.

Благодаря ей в городе стали возрождаться заброшенные производства, встал на ноги малый и средний бизнес.

Но вышеуказанная программа просуществовала всего три года (2012-2014 гг.), а затем была интегрирована в Программу развития регионов до 2020 года. Аркалык опять попал в список городов, нуждающихся в государственной поддержке. Здесь стали реализовывать "якорные" проекты, уровень безработицы снизился, стала развиваться инфраструктура.

В настоящее время утверждена новая Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы. Согласно документу у города до сих пор низкий потенциал экономического развития. Но аркалыкчане стараются! Здесь, наконец, отремонтировали городскую ТЭЦ, она одна из немногих в стране до недавнего времени работала на мазуте, открывают новые предприятия. Отремонтированы городской драмтеатр и другие соцобъекты. В город приезжают новые кадры, а это важно.

В этом году в Аркалыке запустили ветровую электростанцию! Это один из самых крупных проектов в Плане развития города до 2027 года.

Стоимость проекта более 24 миллиардов тенге, общая мощность 48 МВт. Кстати, для обеспечения электроэнергией города Аркалык, Амангельдинского и Джангельдинского районов вполне достаточно 13 МВт. Оставшиеся ресурсы послужат для привлечения инвестиционных проектов. В этом году планируется еще завершить строительство газопоршневой электростанции мощностью 40 МВт и первой в области солнечной электростанции мощностью 22 МВт. В 2025 запланировано строительство ветровой электростанции мощностью 50 МВт. Это позволит увеличить выработку собственной электроэнергии области на 110 МВт или на 32%.

В здании бывшего кинотеатра "Казахстан" (он перестал работать еще в 90-е годы прошлого века) хотят открыть женский оздоровительный комплекс. Аким Аркалыка Амирхан АСАНОВ проинформировал об этом посетившего недавно город главу региона Кумара АКСАКАЛОВА. Здание уже в коммунальной собственности. На разработку ПСД реконструкции здания, площадь которого больше тысячи квадратов, выделено семь миллионов тенге. Конкурс будет объявлен в ближайшее время. 

Попутного ветра!

Кстати, в рамках этого визита в Аркалык в первых числах февраля аким Костанайской области Кумар Аксакалов поднял вопрос, который в самом городе обсуждают давно (жители поднимают его на всех отчетных встречах года так с 2017). Возобновление авиасообщения. Да-да! Здесь когда-то был свой аэропорт.

"Аэропорт Аркалыка работал до 1998 года. Как известно, сейчас мы уделяем большое внимание развитию города Аркалык наших южных районов. Поэтому считаю, что областному управлению автодорог совместно с местным акиматом нужно тщательно изучить вопрос реконструкции аэропорта. Это даст большой толчок развитию южного региона в целом. В настоящее время мы общаемся с несколькими авиакомпаниями, и я считаю, что аэропорт Аркалыка должен работать”, - сказал Кумар Аксакалов.

Тему развития малой авиации обсудили в январе этого года и в Министерстве транспорта в рамках рабочего совещания. Главная задача в этом направлении – восстановить малые аэропорты в регионах и связать через них населенные пункты, удаленные от крупных республиканских артерий наземного транспорта. Аркалык – один из таких. Даже с Костанаем его связывает только одна дорога.

“По итогам совещания глава Минтранспорта поручил рассмотреть вопросы строительства и реконструкции аэропортов в городах Урджар, Ушарал, Зайсан, Катон – Карагай, Каркаралы, Улытау и Аркалык, а также продолжить работу по развитию малой авиации”, — отметили тогда в ведомстве.

Кстати, месяца два назад восстановить аэропорт в Аркалыке просил депутат Мажилиса Берика БЕЙСЕНГАЛИЕВ: “Удаленность региона от столицы и областного центра и республиканских трасс означает, что добраться до Аркалыка с любого направления на машине или поезде обычно занимает целый день. Поэтому отсутствие воздушного сообщения препятствует полноценному социально-экономическому развитию региона”.

Если завтра в полет

И вот стало известно – авиасообщение восстанавливать будут. Пока о том, что в городе был аэропорт, напоминает только сохранившаяся взлетно-посадочная полоса.

Кстати, в 2020 году местный аэропорт "гремел" на всю страну. Объект в городе-призраке выставили на продажу. Стоимость комплекса зданий вместе с прилегающей территорией в пять гектаров составила 30 миллионов тенге.

"Сейчас объект передатся к нам на баланс, - сообщил руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области Олжас НУРГАЛИЕВ. - Ориентировочно в мае, то есть, тогда, когда сойдет снег, мы будем делать полное обследование объекта. Здесь будут работать лицензированные подрядчики и "КазАвиаНавигация".

Уже после этого будут определены этапы и виды строительных работ по восстановлению аэропорта города Аркалык и его дальнейшей сертификации, а также для включения объекта в реестр аэропортов. В случае положительного решения вопроса, первое, что планируют сделать - это восстановить авиасообщение. После - будут рассматривать вопрос о восстановлении самого здания аэропорта.

“Они должны будут предоставить нам заключение: какие виды работ нужно сделать, чтобы возобновить работу взлетно-посадочной полосы, запустить терминал, закупить технику (пожарные машины, снегоочистительные и так далее). Пока предполагаемый пассажиропоток — 50 человек в час", - резюмировал Нургалиев.

Фото: из открытых источников и архива "КН".

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
«Кто» и «что» разгоняет инфляцию?
Рост тарифов на свет, воду и отопление стал главным драйвером подорожания в Казахстане
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента