В стране стартовала акция в поддержку отечественных производителей
Картинки, отпугивающие покупателей от иностранных товаров, появились в одном из супермаркетов Астаны. На прилавки с заграничными продуктами активисты движения «Қазақстан-2050» прикрепили рисунки с надписью «Иностранное покупаешь, работу отбираешь», на которых изображен казахстанский безработный и его страдающая семья. Сюжет глубоко продуманной картинки красноречив. На фоне ревущего ребенка женщина успокаивает потерявшего работу мужа. Секции с продукцией отечественных производителей активисты движения украсили более скудно - цветными ярлыками «Сделано в Казахстане». Руководители движения считают, что этих продуктов их мысли и отечественной полиграфии, примененных в пропагандистской акции, будет вполне достаточно, чтобы убедить народ платить за Made in Kazakhstan.
- Покупая казахстанскую продукцию, мы не просто поможем нашей экономике, мы поможем тысячам людей, которые трудятся на отечественных предприятиях и, благодаря нам, будут продолжать там трудиться, а значит, кормить свои семьи, растить детей и платить налоги для зарплат врачам и учителям - отметил в комментариях журналистам о целях акции руководитель движения Данат ЖУМИН.
На призыв активистов принять участие в акции откликнулись руководители только одной сети супермаркетов, которые и сами являются производителями продуктов питания. Менеджеры считают, что большинство казахстанцев и так отдает предпочтение отечественным продуктам. Было бы соответствующее предложение.
- Когда мы открывали супермаркет, нам предлагали, чтобы мы создали что-то наподобие «Интерфуда», где продаются только иностранные товары. Но таких людей меньшинство. В основном казахстанский покупатель консервативен. Он предпочитает то, что сделано в Казахстане, чтобы это был экологически чистый продукт, - говорит руководитель сети супермаркетов Ильяс Исатаев.
Сейчас примерно половина рынка продуктов питания в Астане зарубежного производства. С вступлением Казахстана в Евразийский экономический союз и падением курса рубля спрос меняется не в сторону отечественного бизнеса.
- Наши продукты свежие, в них меньше химикатов. Я и сама беру домой все казахстанское, кроме фруктов и моющих средств, у нас их не производят - рассказывает предпринимательница Галина БОЗОЕВА. - Но вопрос в цене. Вот в Караганде мой сын тоже торгует в магазине. У них это более заметно, почти каждую неделю им привозят замену казахстанскому товару - аналоги из России. И это ходовой товар, потому что не намного, но дешевле, хотя качество, может, и хуже. Но сейчас люди экономят каждую копейку.
По оценкам специалистов, оборот через кассу в розничной торговле в январе этого года превысил 446 миллиардов тенге. Это больше, чем в прошлом году, однако проследить, сколько процентов из этой суммы пришлось на продажи казахстанских товаров, практически невозможно, считает аналитик Бота ЖУМАНОВА.
- Проблема любых государственных PR-кампаний, в том числе в стиле «Давайте поддержим отечественного производителя», в том, что на это будут потрачены деньги, а вот эффективность ее не будет понятна, - говорит Бота Жуманова. - Прежде чем начинать кампанию, нужно понимать, с чего мы стартуем. К примеру, если 10 процентов от всех покупок в магазинах приходится на отечественные товары, то эффективность кампании и всяких лозунгов можно оценить, если через 3-6 месяцев доля отечественных товаров, покупаемых в магазинах, вырастет с 10 до 30 процентов. К сожалению, я пока не слышала каких-либо конкретных цифр.
Отсутствие реальных способов оценки эффективности рекламной кампании «Сделано в Казахстане» не пугает правительство. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» получит из госбюджета 1 млрд тенге на аренду полок в торговых сетях специально для отечественной продукции. Это может стать выгодным бизнесом для тех, кто займется освоением денег.
Так или иначе, проблемы ценовой неконкурентоспособности местного товаропроизводителя казахстанцам придется решать за свой счет. Кроме предложений о квотировании и лицензировании импортной продукции палата предпринимателей продвигает идею о введении поправок в законодательство, чтобы обязать торговые сети выставлять на прилавки не менее 30 процентов продукции отечественного производства.