Ревизоры пришли к мнению: высокие тарифы провоцируют не улучшения, а необходимость сохранять большие издержки
Тема теплоснабжения - одна из самых актуальных для Северного Казахстана. Напомним, в марте прошлого года на Петропавловской ТЭЦ-2 рухнула труба, под завалами которой погибла работница предприятия. ЧП выявило удручающее состояние теплоцентрали, построенной еще в 60-е годы прошлого века.
В недобросовестном отношении к своим обязанностям обвинили бывшего директора ТЭЦ, главного инженера и начальника котельного цеха. Процесс по этому делу продолжается. Тем временем началось другое разбирательство, где на скамье подсудимых оказался бывший руководитель КГУ "Управление энергетики и ЖКХ Северо-Казахстанской области".
Это управление, а также отделы ЖКХ трех районов – Тайыншинского, Айыртауского и Акжарского - стали объектами госаудита эффективности управления в сфере теплоснабжения, целевого использования привлеченных финансовых средств и исполнения инвестиционных программ.
"Общая сумма установленных финансовых нарушений составила 194 495,5 тыс. тенге, в том числе: подлежащая к восстановлению по бухгалтерскому учету – 190 154,0 тыс. тенге, к восстановлению путем выполнения работ – 360,0 тыс. тенге, к возмещению в доход бюджета – 3 981,5 тыс. тенге", - сообщили в Ревизионной комиссии Северо-Казахстанской области.
Ревизоры отметили, что единственная теплоцентраль региона находится в частной собственности АО "СЕВКАЗЭНЕРГО". За первое полугодие 2022 года объем тепловой энергии, отпущенной с коллекторов, составил 929,8 тыс. Гкал. Это на 10% ниже установленной тарифной сметы. Снижение связано с ранним окончанием отопительного сезона из-за обрушения дымовой трубы.
Протяженность обслуживаемых предприятием тепловых сетей составляет более 230 км. По итогам первого полугодия 2022 года суммарные потери тепловой энергии составили 20,09% (!) или 185 363 Гкал от отпуска в сеть. Основные причины – высокий уровень износа сетей, который на июль прошлого года составил 77% по магистральным сетям, 63% по распределительным сетям и 32% по вспомогательному оборудованию, зданиям и сооружениям.
Объем инвестиций (собственные средства) АО "СЕВКАЗЭНЕРГО" на 2022 год составил 1 119 497 тенге. Ревизоры указали, что несмотря на выделение средств, ремонты, уровень изношенности тепловых сетей продолжает расти.
"Для поддержания износа основного оборудования на существующем уровне необходимо менять ежегодно 18,4 км тепловых сетей, для снижения износа 25, З15 км (только капитальные ремонты), - посчитали проверяющие. - Вместе с тем ежегодная замена тепловых сетей ТОО "Петропавловские тепловые сети" составляет в среднем 15 км трубопровода".
Предприятие обеспечено персоналом только на 86%. Наиболее остро ощущается нехватка рабочих: слесарей по обслуживанию тепловых сетей, газорезчиков, изолировщиков. Удерживать квалифицированных сотрудников, имеющих важные навыки, мешает низкая по сравнению с другими предприятиями зарплата, вредные факторы производственной среды.
При проверке областного управления энергетики и ЖКХ установлено два нарушения порядка выполнения процедур. В районных отделах обнаружены финансовые нарушения. Например, в Тайыншинском районе таковых выявлено на 146 млн тенге.
Руководителем учреждения в 2022 году заключено два договора способом из одного источника путем прямого заключения с нарушением принципов осуществления госзакупок на 47 169,2 тыс тенге. По одному из договоров при контрольном осмотре обнаружено, что не выполнены работы на сумму 3,6 млн, не сделан монтаж электродвигателей, которые также отсутствуют. Финансовые нарушения также выявлены в отделах ЖКХ Айыртауского района (на 47,8 млн тенге) и Акжарского района (на 650 тыс).
"Объектами аудита допущены нарушения законодательства о госзакупках, бухгалтерском учете, не обеспечено достижение целей в бюджетных программах", - указано в аудиторском заключении.
Ревизоры сделали вывод: тепловые сети региона по большей части выработали свой ресурс, находятся в аварийном состоянии, требуя масштабной замены. Общий износ котельных по Северо-Казахстанской области составляет 37%, тепловых сетей - 72% (в среднем по стране - 59%); тепловой коэффициент полезного действия - 35-50%, тогда как в передовых международных системах до 70%.
Причины - полное или частичное отсутствие теплоизоляции, слабый гидравлический режим, не регулярные испытания, отсутствие схем развития тепловых сетей, низкий уровень автоматизации процессов.
"Ежегодно местными исполнительными органами и субъектом естественных монополий принимаются меры по выделению бюджетных и собственных средств, направляемых на мероприятия по созданию новых и снижению уровня износа имеющихся объектов тепловой инфраструктуры, - отметили ревизоры. - Но данные мероприятия не дают значительно снизить степень износа объектов тепловой инфраструктуры ввиду ежегодной амортизации основных средств, а лишь поддерживают ее в удовлетворительном состоянии. Необходимы комплексные меры, направленные на масштабную модернизацию объектов тепловой инфраструктуры с непосредственным участием государства".
Одной из проблем названо отсутствие отдельной стратегии развития сферы теплоснабжения и отдельного закона о теплоснабжении, которым должны быть определены принципы, методы и способы регулирования тарифов, где будет определено за что конкретно, сколько и кому платит потребитель.
"Сегодня основным подходом в тарифном регулировании остается индексация отдельных видов расходов в процентах от достигнутого уровня, - сказано в аудиторском заключении. - Такая система материально поощряет организации, уже имеющие высокий тариф. Действует антирыночное правило, по которому для обоснования дальнейшего роста тарифа необходимо постоянно поддерживать низкий уровень надежности и высокий уровень расходов. Высокие тарифы провоцируют не улучшения, а необходимость сохранять большие издержки. Нарушается основной принцип справедливости, по которому более высокий тариф должен соответствовать более высокому уровню качества и надежности. Все это диктует необходимость перехода на принципиально иные методы тарифообразования, понятные потребителю и воспринимаемые им как справедливые".
По результатам аудита суммы финансовых нарушений восстановлены. К дисциплинарной ответственности привлечены два должностных лица. Материалы по отделам ЖКХ двух районов направлены в Антикоррупционную службу СКО.
Фото из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!