По словам бизнесменов, часть подвижного состава отдана в аренду российским компаниям
Об этом предприниматели рассказали вице-министру торговли и интеграции Арману ШАККАЛИЕВУ во время его рабочего визита в Петропавловск. Представители крупного производителя высококачественной муки – ТОО "DEZ", которое экспортирует свою продукцию в Узбекистан, Афганистан, а также поставляет в южные и западные регионы РК, пожаловались на нехватку крытых вагонов.
- Транспортные и экспедиторские компании не могут в полном объеме обеспечить нашу потребность по крытым вагонам, объясняя это тем, что основная часть вагонов отдана в аренду российским компаниям, - сказал на встрече в Палате предпринимателей СКО директор ТОО "DEZ" Зекаи ТАНРИКУЛУ. - При этом отечественные компании готовы оплачивать такую же стоимость за каждый вагон, тем самым обеспечивая бесперебойную поставку по экспортным контрактам. В месяц нам требуется 100-150 вагонов.
Шаккалиев согласился: повышенный спрос на вагоны в стране сегодня действительно есть, что вызвано сезоном, а также значительной разницей в тарифах на эти услуги с Россией, где стоимость почти на 40% выше, чем в РК. Хотя, по его словам, перед транспортно-логистическими компаниями премьер-министром уже поставлена задача увеличения подвижного состава. При этом было поручено отдавать приоритет именно экспортерам-переработчикам, но...
Помимо дефицита вагонов жизнь предприятий-экспортеров осложняют постоянно вводимые ограничения на вывоз продукции, в том числе растениеводческой.
- В начале года были определенные запреты и сдерживание на экспорт масла подсолнечного и маслосемян, - сказал директор ТОО "GREEN GOLD SKO" Канат БАЙМУХАМБЕТОВ. - Северо-Казахстанская область в этом году увеличила посевные площади на 20% именно семечек. Сейчас нам дали коридор в районе двух месяцев – ноябрь и декабрь для экспорта, но, к сожалению, из-за проблем с логистикой, отсутствием подвижного состава мы не можем экспортировать ни в Китай, ни в Узбекистан. А уже в январе планируется введение пошлины на экспорт семечек, ограничения на экспорт масла. Чего нам ожидать и как готовиться к экспорту?
Вице-министр сообщил, что сейчас "ищут золотую середину", для чего совместно с минсельхозом формируется баланс, исходя из которого будет определена квота. Пришлось ему отвечать и на вопрос, почему затягивается процесс субсидирования затрат на экспорт. Арман Шаккалиев пояснил, что причина в большом количестве заявок.
- Общий объем заявок, по-моему, порядка 4,5 млрд тенге, - сказал вице-министр. - Все это будет до конца года проработано, такую задачу мы для себя уже поставили.
Отвечая на вопросы по работе стабфонда и сдерживанию цен, Шаккалиев сообщил, что в Казахстане постепенно откажутся от прямого ценового регулирования, перейдя на рыночную модель. По его словам, тот объем товара, который закупается стабфондом, существенного влияния на ситуацию не оказывает.
- Фактически это не тот объем продукции, который может повлиять на цену, - заявил Шаккалиев. - Наверное, эффективнее все-таки выделять средства на другую схему – финансирование оборотных средств сельхозпроизводителей. Хочу проинформировать вас, что меняется модель типовых правил, согласно которым деньги будут выделяться на год вперед. Это даст возможность сельхозтоваропроизводителям уже в январе получать деньги по форвардной схеме на закуп необходимых ГСМ, семян и так далее. То есть мы переходим на рыночную модель, поэтапно уходим от прямого ценового регулирования. Предполагается, что государство напрямую в вопросы ценообразования вмешиваться не будет.
Фото ПП СКО.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!