И заверяет, что конкурс на закупку электроэнергии прошёл строго по закону
Во вторник, 10 января, в редакцию Ratel.kz пришло письмо из пресс-службы министерства обороны, в котором ведомство дало комментарий по поводу информации в материале "Как минобороны сливает россиянам информацию обо всех воинских частях Казахстана".
"Касательно публикации "Как минобороны сливает россиянам информацию обо всех воинских частях Казахстана" на сайте Ratel.kz поясняем следующее.
Доводы об утечке данных по дислокации воинских частей и учреждений министерства обороны, а также нарушений процесса государственных закупок по передаче и распределению электроэнергии не соответствуют действительности.
Воинские части министерства обороны обеспечиваются электроэнергией по общим для всех потребителей страны линиям. Трансформаторы находятся за пределами воинских учреждений, и по ним невозможно определить объект энергопотребления и их количество. В договоре и технических спецификациях не указываются наименования и адреса воинских учреждений".
С одной стороны, радуют оперативная реакция министерства обороны на публикацию и такой развернутый ответ по всем пунктам. С другой – пугает такая откровенность.
Ratel.kz логично предположил об утечке данных, так как поставщик электроэнергии будет выставлять счета по воинским частям. Указывать в письме о том, что "в договоре и технических спецификациях не указываются наименования и адреса воинских учреждений" - весьма странно. О том, что данные будут переданы поставщику, ответила в обсуждении лота на вопрос от потенциального поставщика представитель Главного управления военной инфраструктуры Үкiлiм ОСПАН: "1) Представить разъяснение положений конкурсной документации - перечень всех транспортирующих компаний, передающих электрическую энергию от генерирующих станций (для определения возможности поставки э/э на объекты, указанные в технической спецификации) – не принимаем (информация служебного характера и не подлежит размещению на открытых интернет источниках, будет предоставлена после заключения договора).
2) Рассмотреть возможность указания количества и наименований энергопотребляемых объектов, их адреса и количество потребляемой электрической энергии – не принимаем (информация служебного характера и не подлежит размещению на открытых интернет источниках, будет предоставлена после заключения договора)".
Ссылка на то, что трансформаторы находятся за пределами воинских частей и "по ним невозможно определить объект энергопотребления и их количество", однозначно вызовет приступ гомерического хохота у людей, связанных с энергетикой. Во-первых, мощность любого трансформатора рассчитывается из мощности потребляющих энергию устройств. Во-вторых, расположить трансформатор вдали от объекта потребления – вопрос элементарной безопасности: обесточить воинскую часть можно без особых усилий. В черте крупных городов это, может, и не настолько критично, а вот в поселках и дальних заставах потенциальную опасность несут не только террористы, желающие напасть на воинскую часть, но и житель любого соседнего аула, стремящийся подзаработать на сдаче цветмета.
Зато смелое предположение минобороны о нарушении процесса государственных закупок вызывает неподдельный интерес. Тем более, что мы этого не утверждали, а всего лишь указали на некоторые странности в процедуре госзакупок. В частности – отсутствие желающих подать заявку на конкурс, несмотря на солидный бюджет в более 4,1 млрд тенге и заложенный высокий тариф на электроэнергию. Ведь что-то же отпугнуло других поставщиков, кроме ТОО "AB ENERGO", от того, чтобы принять участие в конкурсе? Впрочем, после нашей публикации, возможно, антикоррупционное ведомство или госаудит пожелают проверить закупку. Вот тогда можно будет сделать однозначный вывод о том, были нарушения в процедуре или нет.
"Государственные закупки по передаче и распределению электроэнергии для нужд Вооруженных сил были дважды признаны несостоявшимися в связи с предоставлением менее двух заявок на участие в конкурсе (27 октября и 30 ноября т.г.).
Портал госзакупок автоматически не допускает потенциальных поставщиков, у которых менее 1/3 по налогам и 1/4 по фонду оплаты труда за последние 3 года от суммы конкурса.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 29 Закона "О государственных закупках" министерство обороны заключило договор с ТОО "AB Energo" способом из одного источника, так как последний был единственным участником, подававшим заявку дважды. При этом он отвечал необходимым требованиям законодательства. Доводы о многочисленных посредниках при поставке электроэнергии являются необоснованными. Также сообщаем, что изменение наименования лота и закуп электроэнергии одним лотом не противоречит законодательству", - говорится далее в письме ведомства.
Самое интересное, что минобороны пошло дальше просто выводов по процедуре проведения госзакупок. Оно взяло на себя роль эксперта в сфере энергетики и сделало вывод: "Доводы о многочисленных посредниках при поставке электроэнергии являются необоснованными".
ТОО "AB ENERGO" не владеет ТЭЦ и ГРЭС, то есть не производит электроэнергию. Оно не владеет сетями и подстанциями, по которым электроэнергия передаётся. Оно всего лишь её продаёт. Виды деятельности ТОО "AB ENERGO", согласно сайту adata.kz - продажа электроэнергии, оптовая торговля каменным углем, транспортно-экспедиционные услуги, размещение приложений (прикладных программ) и связанная с этим деятельность. Более того, компания не является структурным подразделением какого-либо энергетического предприятия в Казахстане. То есть выступает исключительно в роли посредника между производителями и покупателями.
Но теперь мы с особым интересом подождём ответ на запрос депутата мажилиса от фракции "Ак Жол" Фуата САТЫБАЕВА генеральному прокурору и министру национальной экономики, в котором депутат прямо указал, что ТОО "AB ENERGO" - посредник: "К примеру, Экибастузская ГРЭС-1 поставляет электроэнергию оптовому посреднику ТОО "AB ENERGO" за 7,4 тенге за кВт-час, при стоимости у конечного потребителя от 26 тенге для населения и 44 тенге для юридических лиц. Есть информация, что и другие генерирующие компании работают через посредников, снимая основную прибыль, при этом ничего не производя и фактически обложив данью всю экономику и население Казахстана".
А последний абзац ответа ведомства несомненно должен обратить на себя внимание контролирующих органов: "Изменение наименования лота и закуп электроэнергии одним лотом не противоречит законодательству". Минобороны прямым текстом дало подсказку, где стоит особенно тщательно проверить процедуру госзакупки.
Кстати, печное топливо для нужд воинских частей на 2023 года на сумму более 2,95 млрд тенге Главным управлением военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан было закуплено с разделением на 34 лота. Хотя характеристики у него в описании всех лотов абсолютно одинаковые.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!