В алматинской галерее Art Space KZ открылась персональная выставка Фатимы Тарази «Всемирный эпос Манас»
И пока вы не успели удивиться, почему казахстанский художник иллюстрирует кыргызский эпос, уточним: все началось с той самой знаменитой кыргызской президентской четы, которая запомнится, кроме всего прочего, особым вниманием к искусству.
Именно на период правления Аскара АКАЕВА пришлось празднование 1000-летнего юбилея великого эпоса «Манас» со всеми сопутствующими этому событиями, в том числе – выпуском нового трехтомника с новыми же иллюстрациями.
Просматривались, одна за другой, работы самых разных художников, пока однажды известный кыргызский режиссер Мелис УБУКЕЕВ, автор фильмов о Манасе, не сказал Майрам АКАЕВОЙ, что в Казахстане есть такая Фатима ТАРАЗИ – и это то, что надо.
Последовала встреча с Майрам Акаевой. Потом, чуть позже, с Чингизом АЙТМАТОВЫМ, который дал Фатиме «бата» (благословение) на эту работу. И началось! Она погрузилась в «Манас» так, как это может только она – вся, без остатка. К одному только «рождению Манаса» она сделала десяток эскизов, а всего-то надо было – три-четыре иллюстрации на каждый том.
Сегодня у нее больше 50 камней (говоря языком художников, работающих в технике литографии), из них 10 переведены в материал – над всеми остальными еще предстоит работать.
И здесь необходимо уточнение: эти самые камни и перевод в материал – это сегодня боль и большая проблема казахстанских художников-графиков. Развал Советского Союза повлек за собой не только развал связей в экономике и промышленности, но и в таком хрупком и тонком деле, как изобразительное искусство.
Правда, если об остановке заводов кричали все СМИ, то трудности художников так и остались их личными проблемами.
Фатима, для того, чтобы завершить свою графику, ездит в Минск. Работает вместе с печатником в мастерской и спит, по ее собственным словам, там же, на картонке.
Зато результат, который в эти дни можно увидеть в алматинской галерее Art Space KZ, превосходит все ожидания. «Изящная мощь» - так назвал работы Фатимы Тарази один из посетителей выставки. Мощь во всем, за что бы она ни бралась: кыргызский «Манас» и казахские народные сказки, богиня Умай и охотник Кара-мерген, дракон и птица Самрук…
В творчестве Фатимы Тарази удивительным образом соединились два начала: сказки, с которых для каждого из нас в детстве начинается литература, и графика, с которой все начинается в изобразительном искусстве. Эскиз карандашом, начало всех начал. Линия, пятно, штрих, точка. Черный, белый, серый.
Эти три цвета в работах Фатимы Тарази переливаются всеми цветами радуги и вселяют надежду – на то, что добро хотя бы на миг победит зло. В сказках по-другому не бывает.
Фото: автора и предоставлено галереей Art Space KZ.