Огласка доходов топ-менеджеров ФНБ «Самрук-Казына» может вызвать социальное напряжение
Много разговоров по поводу зарплат топ-менеджеров Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына". Насколько оправдано, что нет информации о том, сколько они зарабатывают? Это очень дискуссионный вопрос. Постараюсь объяснить - почему. У меня был опыт работы в зависимой от фонда компании, поэтому примерно ориентируюсь в уровнях зарплат в ФНБ и его системе. Сразу же скажу, что оплата труда по системе не является большой, если сравнивать с западными крупными компаниями и частными компаниями Казахстана. Но уровень оплаты все же достаточно высок по сравнению с многими средними и мелкими предприятиями Казахстана. Основной плюс работы в государственном предприятии - это стабильность, что дает работнику возможность планировать и копить. Многие, выбирая между стабильностью и высокими заработками, но с риском, выберут стабильность. Теперь непосредственно про этическую сторону необходимости публикации размеров заработных плат топов.
Многие требования к листинговым компаниям обязывают их публиковать доходы топов, и это, я считаю, является правильным и разумным, так как таким образом у менеджера возрастает ответственность за свою работу, он будет подвержен критике в случае, если его зарплата не будет соответствовать уровню его компетентности. Отличие государственного капитализма от нормального заключается в том, что если в развитых странах крупнейшие предприятия имеют миллионы акционеров в виде простых граждан, которые владеют ими напрямую или через различные фонды, то при государственном капитализме крупнейшими предприятиями владеет государство. Таким образом, в развитых странах народ напрямую может участвовать в управлении компанией, а у нас только через государство, косвенно, путем голосования на выборах. Соответственно, в странах с развитой экономикой, акционеры (а их может быть больше миллиона у одной компании) требуют полной прозрачности в отчетности и хотят знать уровень доходов, так как они также голосуют за того или иного кандидата на позицию первого руководителя. В государственных частных предприятиях топы назначаются единственным акционером, а обычные граждане не могут участвовать в назначении того или иного руководителя. Отсюда нежелание топ-менеджеров раскрывать уровень своего дохода.
В западных странах уровень доходов топов по сравнению с нашими существенно выше, но при этом разрыв с доходами других граждан существенно меньше. Например, если водитель автобуса получает у них 2 тысячи долларов США, то средний топ-менеджер со всеми бенефитами – порядка 30-40 тысяч долларов США. Разница составляет 20 раз. При этом обычный работяга знает, что работающий в частной компании менеджер может быть уволен акционерами компании. Что касается нашей ситуации, то у нас топ-менеджер ФНБ условно получает 10 тысяч долларов в месяц. Вместе с бонусами и различными премиями и бенефитами у него выходит порядка 20 тысяч долларов в месяц, или где-то 3,6 млн тенге. При этом, допустим, водитель маршрутного автобуса получает в месяц 60 тысяч тенге или в 60 раз меньше. Поэтому сравнение уровней доходов топ-менеджеров с другими категориями населения может вызвать социальное напряжение. В этом контексте, естественно, информацию по их зарплатам лучше не публиковать.