Выпущены монета и марка «50 лет казахской анимации»
В Казахстане введены в обращение почтовая марка и серебряная монета (на снимке) достоинством 500 тенге с изображением кадра из первого казахского мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками?».
Мультики из «шинели» Амена Хайдарова
Эта картина 50 лет назад стала дипломной работой выпускника ВГИКа Амена ХАЙДАРОВА (на снимке). Алма-атинский художник-фронтовик поступил на очное отделение мультипликации ВГИКа в возрасте 35 лет. После его окончания в 1965 году получил направление на киностудию «Казахфильм».
…Известный советский режиссер, постановщик фильма «Мать» Всеволод ПУДОВКИН сказал о своем учителе Льве КУЛЕШОВЕ: «Если мы делаем кино, то Кулешов сделал кинематографию». Перефразируя эти слова, об Амене Хайдарове можно сказать то же самое: он сделал казахскую мультипликацию.
Все ныне здравствующие и уже покойные мультипликаторы являются учениками Амена Абжановича Хайдарова.
Он ходил на все экзамены в Алма-Атинском художественном училище и лучших выпускников переманивал в мультипликацию, а дальше делал все, чтобы они продолжили учебу во ВГИКе.
В 70-е казахская мультипликация благодаря ему стала заметным явлением не только у себя на родине, но и в Союзе. Что касается республик Средней Азии, то оттуда приезжали в Казахстан учиться ремеслу мультипликации. Здесь родилась алтайская мультипликация Тамары МУКАНОВОЙ, здесь увидел свет первый киргизский мультфильм.
Мэтр почти до последнего своего часа (его не стало в феврале 2015 года) продолжал готовить аниматоров в Национальной академии искусств имени Жургенева. Ему было уже 86, когда он вместе с учениками создал картину «Куйыршык».
Самая же первая картина не только Амена Хайдарова, но и вообще казахской мультипликации - «Почему у ласточки хвост рожками?», созданная в 1966 году, произвела фурор. На Всесоюзном кинофестивале она получила второй приз, на фестивале мультфильмов в Нью-Йорке – «Бронзовый Праксиноскоп», а дальше фильм был куплен 48 странами, имел хороший прокат.
Первый международный симпозиум мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки, который состоялся в Алма-Ате в 1976 году, стал своеобразным «знаком» общественного признания казахской мультипликации, поэтому кинематографистам, работающим в других жанрах кино, тоже было интересно проявить себя в этом виде искусства. Тем более что для многих из них мультипликация стала и отдушиной, и своего рода оазисом для творческих исканий и экспериментов. В объединении «Казахмультфильм» работали в те годы не только мультипликаторы, но и режиссеры игрового и документального кино. Булат ОМАРОВ, Серик РАЙБАЕВ, оператор Ораз РЫМЖАНОВ… Их всех сюда, по словам совсем недавно ушедшего от нас историка казахской мультипликации Бауыржана НОГЕРБЕКА, работавшего в ту пору главным редактором «Казахмультфильма», притягивало то, что мультипликация никак не была связана с идеологией.
Сладкая ностальгия
В 1978 году группа мультипликаторов была удостоена премии Ленинского комсомола Казахстана. Отец же веселой и оптимистичной казахской мультипликации, внешне медлительный, меланхоличный и даже скучноватый Амен Хайдаров за серию замечательных картин, сценарий к большинству которых он написал сам - «Аксак кулан», «Хвостик», «Ходжа Насреддин – строитель», «40 небылиц» - через два года, в 1980-м, был удостоен Госпремии Казахской ССР.
Как сказал в свое время Бауыржан Ногербек:
- Секрет огромного успеха нашего первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками?» заключается не только в захватывающем сюжете, но еще и в его народности, связи с национальными фольклором, изобразительным искусством и музыкой. Так, музыкальная тема Ласточки, носительницы Добра, исполняется в картине на домбре – любимом инструменте казахов, а изобразительная пластика фильма - через казахский ковровый орнамент. Второй рисованный казахский мультфильм «Аксак-кулан», сюжетом для которого послужила эпическая легенда «Хромой кулан и Джучи-хан», также основывается на фольклорных мотивах. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической гибели его любимого сына Джучи. И только прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду. Разгневанный Чингизхан, помня о своей угрозе – влить свинец в горло черного вестника, - велел казнить домбру. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры и осталось отверстие – след расплавленного свинца…
Фото из открытых источников в Интернете и предоставлено пресс-службой АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова.