Остановить аферы в сфере онлайн-кредитования, можно только закрыв законодательные "форточки"
Адвокат из Петропавловска Елена ИГНАТЕНКО сейчас отстаивает права нескольких казахстанцев, на которых мошенники навесили кредиты. Об одной из жертв аферистов - женщине, которая "получила приз" в виде курицы и была сфотографирована "представителем фирмы", а потом обнаружила, что на нее оформили заем почти в 2 млн тенге под приобретение дорогих гаджетов, Ratel.kz уже рассказывал. Елена Александровна говорит, у ее коллег таких клиентов не меньше, среди них есть пожилые люди, тяжелобольные.
Аферисты превращают жизнь людей, многие из которых едва сводят концы, в настоящий ад. Им безразличны слезы слабой женщины, которая боится, что у нее заберут единственную квартиру, или терзания мужчины, узнавшего о кредите, который не брал, находясь на лечении в онкодиспансере. Да, люди пишут заявления в полицию, обращаются в суд, но это лишь борьба с последствиями.
- Помимо организации расследования по уже имеющимся фактам незаконного оформления кредитов, требуется принятие комплекса мер, в том числе и законодательных, направленных на искоренение условий мошенничества на рынке онлайн-кредитования, - говорит Игнатенко. - Надо решать эту проблему кардинально, о чем я писала в своих обращениях в министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности, комитет информационной безопасности (КИБа МЦРИАП РК), откуда были направлены письма в адрес Нацбанка РК и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, но, увы, безрезультатно. Суть в том, что договоры с банками человек должен подписывать или лично, или путем использования электронно-цифровой подписи. Только так, а не иначе. И никаких четырехзначных паролей, тем более сквозных.
Адвокат подчеркнула: позиция КИБа МЦРИАП РК, высказанная еще в 2022 году, такова, что утвержденные правлением Национального банка правила оформления микрокредитов электронным способом не соответствуют статье 152 Гражданского кодекса РК, которая не допускает подписание договоров посредством ввода цифрового пароля, сгенерированного в информационной системе финансовой организации, и предоставление электронных платежных услуг физическим лицам с использованием одного из способов: динамической идентификации, биометрической идентификации или уникального идентификатора пользователя и пароля.
Адвокат отмечает, по закону, договор банковского счета должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ничтожность этого договора. Способы подписания договоров, указанные в ГК РК, не предусматривают никаких цифровых паролей и других вариантов, о которых говорилось выше. Подмена электронно-цифровой подписи ОТР – паролем – грубейшее нарушение законодательства об электронном документе.
"Очевидно, что размещенные МФО в личном кабинете бланки договоров, не подписанные ЭЦП, не являются согласно закону "Об электронном документе и электронно-цифровой подписи" электронными документами, а четыре цифры ОТР-пароля, направленные на чужой номер, не позволяют определить субъекта и содержание его волеизъявления", - написала адвокат в прокуратуру СКО.
Елена Игнатенко отметила, что другой причиной роста числа мошенничества на рынке финансовых услуг является отсутствие должной реакции Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка на известные факты нарушений со стороны МФО, банков и других финансовых организаций. Это Агентство может и предписания выносить, и лицензии отнимать, но, даже признавая, что где-то усматриваются признаки мошенничества, не находит никаких способов защиты лиц, пострадавших от невыполнения МФО прямых своих обязанностей, кроме как ходатайствовать о снижении долговой нагрузки, недоумевает Игнатенко.
Она также обращает внимание на тот факт, что Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, в отличие от позиции КИБа МЦРИАП РК, не считает нужным включать информационные системы, используемые для электронного кредитования и электронной продажи товаров в кредит, а также электронного страхования, в перечень критически важных объектов информатизации, а это способствует их бесконтрольному функционированию, а также сбору, обработке и использованию персональных данных.
- Я вообще считаю, что, если человеку реально нужен кредит, то он сам придет в банк и оформит его по всем правилам и без риска для себя и банка, - говорит Игнатенко. - Но если уж решили развивать цифровизацию, то делайте это так, чтобы никто не страдал, обеспечьте защиту людей и поставьте надежные преграды мошенникам. Но, увы. Знакомство с подробностями историй, которые случились с моим клиентами, позволяют делать вывод: информационные системы некоторых выдающих займы организаций позволяют вводить произвольные данные, хотя должны были бы блокировать. Например, я ввожу данные не с того номера, то есть ИИН мой, а номер телефона другой, не мой. Тогда должна идти блокировка! Но этого не происходит. И этим как раз могут воспользоваться мошенники.
В ходе расследования уголовного дела было установлено, что телефонный номер открывался на человека без его присутствия. Вопрос: а почему, если человек уже является абонентом мобильной связи, сотрудники компании не пишут ему, что на него дополнительно регистрируется еще симка? Почему не спрашивают его согласия? Оператор пояснял, что автоматизированную систему обслуживания посредством СМС-подтверждения ввели во время пандемии и это удобно для граждан. Может, и удобно, но должно быть еще и безопасно, отмечает адвокат, иначе получается "бомба в шоколаде".
- Есть правила регистрации абонентских номеров и мобильных устройств, и если я уже являюсь абонентом того или иного оператора связи, и вдруг на меня хотят оформить новую симку, мне должен прийти запрос, подтверждаю ли я такое действие, - поясняет Игнатенко.- Но этого не делается! У нас какая-то правовая анархия, каждый придумывает себе свои методички. Необходимо усилить контроль и ответственность мобильных операторов за использование персональных данных абонентов сотовой связи, предусмотреть обязанность сотового оператора в автоматическом режиме направлять уведомление о регистрации дополнительных сим-карт на уже зарегистрированный за абонентом номер сотовой связи. Производить регистрацию дополнительных сим-карт только при подтверждении абонентом своего согласия.
Собеседник Ratel.kz отмечает, часть мошенничеств совершается путем убеждения жертвы скачать приложения удаленного доступа, и получается, вроде как сам же человек и виноват.
- Но то, что государство выбрало цифровой путь развития и все переводит на цифру, не должно превращаться в проблему для обычного человека, - говорит Елена Александровна. - Не должно стать проблемой какой-то несчастной учительницы, которая не знала, что такое программа удаленного доступа AnyDesk. Она не обязана быть айтишником и Шерлоком Холмсом в одном флаконе. Это должно быть проблемой банков, комитета информационной безопасности, который не разработал требования к этим информационным системам, которые по идее должны блокировать этот удаленный доступ. Я хочу обратить внимание всех уполномоченных госорганов на эту проблему и позакрывать все эти законодательные форточки. Агентство по регулированию финансового рынка, ваша задача – обеспечить контроль деятельности финорганизаций, у вас есть целый департамент по защите прав потребителей финансовых услуг. Я с вами веду переписку, но получаю только отписки. Тянутся следствия по таким делам. Пострадавшим советуют платить пока по кредитам. Но моя позиция другая: ни в коем случае не платить по фиктивным долговым обязательствам. Мы будем биться за свои права, и надеюсь, нам удастся победить.
С начала года в Северо-Казахстанской области зарегистрировано свыше 500 фактов мошенничества, из них 375 – с помощью интернета, ущерб составил около 300 млн тенге. Есть информация, что преступники оформили в прошлом году на ничего не подозревающих граждан более 130 займов.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!