Зачем акимат требует от артистов государственную регистрацию концертных сценариев
Предположим, вы – артист. И хотите провести свой концерт. Как вы думаете, какие юридические документы вам для этого потребуются? Договор на аренду концертного зала? Контракт с компанией, которая занимается полным техническим обеспечением концерта?
Всё – да, но есть еще один интересный документ.
Даже так: не просто интересный, а основополагающий.
Вы должны будете получить авторское свидетельство в департаменте по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК в качестве разрешения на проведение... концерта.
Хочешь провести концерт? Регистрируй это!
Именно так у нас используют закон «О государственных закупках» от 04.12.2015 года.
В нем есть статья 39 – «Основания осуществления государственных закупок способом из одного источника», где в пункте 3 мы читаем следующее:
«Государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях:
...3) приобретения товаров, услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лиц, ОБЛАДАЮЩИХ исключительными правами в отношении приобретаемых товаров, услуг».
Каким же образом специалисты отделов госзакупок акиматов определяют наличие исключительных прав?
Как оказалось, очень просто и через одно место.
Они требуют, чтобы, например, певец, который хочет провести концерт, предоставил им государственное свидетельство о регистрации... сценария предстоящего концерта.
То есть им формально или, простите, «для отмазки», для проведения госзакупок услуг певца нужно подтверждение не того, свои ли он песни поёт, а именно сценария концерта.
Как возникает авторское право
Ок, опустим абсурдность требования прав на сценарий и вернёмся к букве закона.
В названном законе о государственных закупках, то бишь в самой этой статье нет ни одного слова о требовании представить именно свидетельство о государственной регистрации.
В то же время в Казахстане с 1996 года действует специальный закон «Об авторском праве и смежных правах», в котором в статье 9 «Возникновение авторского права» говорится следующее:
«1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.
Для возникновения и осуществления авторского права НЕ ТРЕБУЮТСЯ регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей».
В этом же законе в статье 31 читаем:
«1. Имущественные права автора, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут быть уступлены полностью или частично, а также могут быть переданы для использования по авторскому договору о передаче исключительных прав или по авторскому договору о передаче неисключительных прав».
То есть потенциальному услугодателю достаточно иметь договор о приобретении ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ прав на какое-либо произведение и этого должно быть достаточно для госзакупок методом из одного источника!
Возвращаемся к статье 9 того же закона, где читаем следующее:
«...правообладатель для подтверждения обладания исключительными имущественными правами на произведение в любое время в течение срока охраны авторского права либо действия соответствующих договоров ВПРАВЕ зарегистрировать их в государственном реестре прав на объекты, охраняемые авторским правом».
Но «вправе» - не означает «обязан».
Некомпетентная бюрократия
Тогда почему певцов заставляют судорожно искать знакомых в Минюсте для того, чтобы срочно получить эту регистрацию, ведь, как мы видим, эта процедура не нужна?
Зачем нужна, простите за тавтологию, эта ненужная и, как мы видим, некомпетентная бюрократия?
Вопрос – к Минюсту.
А пока артисты, не особенно вдаваясь в подробности и юридические тонкости, не задаваясь лишними вопросами (потому что привыкли), идут в акиматы и другие государственные органы... а там, как обычно – «как договоришься».
Фото: kn.kz.