Киноэпопея Рустема Абдрашева станет ответом на заявления некоторых российских политиков о том, что у казахов не было государственности
* Трижды переписанный
* «Я говорил, что подожгу себя во дворе «Казахфильма»
* Помощь пришла от «варягов»
Трижды переписанный
Историческая киноэпопея «Казак елi» Рустема АБДРАШЕВА выйдет в прокат 16 декабря.
- Идея – рассказать посредством кинематографа историю зарождения нашей государственности, - исходила от главы государства, - говорит один из авторов сценария, кинодраматург Смагул ЕЛЮБАЕВ. – Сказать, что и я, и мой соавтор Тимур ЖАКСЫЛЫКОВ, и режиссер Рустем Абдрашев были рады ей, - мало. Она, эта идея, уже давно витала в воздухе. Заявления некоторых российских политиков о том, что у казахов не было государственности, задевали национальные чувства казахской интеллигенции.
Сценарий исторической киноэпопеи переписывался трижды. К началу 2015 года на базе романа Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА «Алмазный меч» появился вариант, синопсис которого был одобрен автором идеи «Казак елi» - президентом Казахстана Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ.
…В XV веке во главе Кок Орды, левого крыла Золотой Орды, стоял хан Абулхаир. Убив правителя Ак Орды – хана Барака (отца Жанибека, одного из основателей Казахской государственности), он вытеснил с престола династию Урус-хана и узурпировал власть в Ак Орде...
Рустем Абдрашев рассчитывал снять по этому сценарию 20 телевизионных серий исторической киноэпопеи. Когда в августе прошлого года грянула девальвация, проект был сокращен вдвое.
На съемочную площадку киногруппа «Казак елi» вышла в сентябре прошлого года.
- Мы были зажаты жесткими временными рамками, сезон уходил, - рассказывает режиссер. - Но бог, видимо, любит нас. Зима, к счастью, выдалась мягкой. Эпизод, где батыры (каскадеры группы «Номад» под руководством Жайдарбека КУНГУЖИНОВА) форсируют осеннюю Сырдарью (на самом деле - Или), снимался в декабре. Актеры шли по пояс в холодной воде, берег был покрыт инеем. В таких жестких условиях мы работали без остановок до 28 декабря. После нового года сразу вышли на съемки в павильон на киностудии. Холодно, пар идет изо рта, но отодвинуть на потом съемки не могли. Завтра могло случиться что угодно. Актеры - кто-то из Китая, кто из Монголии, наши - из Атырау, Актау, Караганды… У каждого своя жизнь. Актриса Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА родила во время съемок. Когда вернулась на площадку, работала, что называется, «вслепую». Ее партнер Досхан ЖОЛЖАКСЫНОВ (Абулхаир ШАЙБАНШАХ) сказал свою часть диалога еще летом, а Рабия, ее героиня, отвечает ему уже осенью. То есть два актера практически не соприкасались на площадке, но в кадре они будто разговаривают и видят друг друга. Роль Жанибека сыграл талантливый молодой актер Еркебулан ДАИРОВ, а в роли Керея совершенно неожиданно «выстрелил» более известный в театральной среде карагандинский актер Кайрат КЕМАЛОВ. Кроме казахстанских в фильме были заняты и зарубежные актеры. Старшую жену Абулхаира Шайбаншаха сыграла Жанар САГАТ из Китая. Монгольский актер играл ойратского правителя УСТЕМИРА-ТАЙЧИ.
«Я говорил, что подожгу себя во дворе «Казахфильма»
«Казак елi» стоил Рустему Абдрашеву, как и все и другие его проекты, больших нервов. Он утверждает, что уже стало традицией нашего кино, - делать его не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
- У нас же в стране постоянно какой-то кризис – финансовый или экономический, - не возмущается, а словно констатирует факт режиссер исторической эпопеи. - Когда я в начале нулевых снимал свое первое фестивальное кино – «Остров Возрождения», днем таксовал, а вечером отдавал заработанные деньги монтажнице с телеканала «Казахстан». Материал той картины был мой кровный, он про моего отца. Но однажды мне сказали, что поскольку права на «Остров Возрождения» принадлежат «Казахфильму», то картину будет заканчивать другой режиссер. Я сказал, что в таком случае оболью пленку бензином и подожгу себя во дворе «Казахфильма». Вот так я начинал делать кино. Но тогда не мне одному было сложно. Многие кинематографисты выживали, как могли и все равно не бросали профессию.
На киноэпопее «Путь лидера», хотя это и был фильм про президента, тоже были сложности. Продюсер, помнится, ездил в Астану выпрашивать деньги из резервного фонда. Когда снимал «Подарок Сталину», то нашли для фильма отапливаемый углем старый локомотив. Пригнавший его машинист бросил запомнившуюся мне реплику: «Чтобы сдвинуть его с места, каждое утро начинаю с того, что бросаю в топку уголь. Пока еду от одной станции до другой, думаю: «Все! Напишу заявление и уйду». А вернулся вечером домой, выпил стопочку и … утром опять иду на работу и опять же мысли».
Примерно в таком же духе работают и режиссеры. Каждый раз, сталкиваясь с проблемами и сложностями, думаешь: в последний раз. Проходит недели две-три и снова вступаешь в авантюру под названием «кино», да еще и заражаешь ею и весь коллектив. Правда, выдерживают не все.
В «Казак елi» работало четыре художника-постановщика. Эскизы и раскадровку делал легендарный Сабит КУРМАНБЕКОВ. А потом он честно сказал, что устал. Ушел! Следом за ним покинул нас Умурзак ШМАНОВ, тоже мастер своего дела. Остались несколько молодых неопытных ребят. Пришлось вспомнить свою первую профессию – художник кино, и курировать их самому. Еще одна трудность – животные-актеры. Когда пишешь в сценарии «идет великое кочевье», то это одно, а когда начинаешь делать, то становится нереально великой проблемой создавать кадры с участием верблюдов и быков. Их надо кастрировать и обучать таскать на себе грузы, тянуть телеги и арбы. Сейчас уже и нет казахов, которые умеют это делать. Спасибо команде циркового дрессировщика ВОЛКОВА - помогли.
… Где граница между личной жизнью и профессией, которой занимаешься? Мне кажется, я больше отдаю себя работе. При этом прекрасно осознаю, что когда-нибудь состарюсь, и со мной останется только моя семья. Человеку не так много и нужно, чтобы быть счастливым. Иногда думаю, вот был бы олигархом и жил бы себе припеваючи, и следом мысль - был бы олигархом, то помогал бы снимать, а потом и сам бы ввязался в процесс съемок.
Помощь пришла от «варягов»
Бюджет «Казак елi» составляет 1,781 млрд тенге. Из них 281 млн. собран благодаря краудфандинговой платформе, рассчитанной на народную поддержку. Она заимствована у создателей российской картины «28 панфиловцев». В отличие от россиян, казахстанский потенциальный зритель оказался то ли очень сдержанным на эмоции, то ли очень бедным.
Посетили платформу порядка 10 тысяч с лишним человек, а желающих помочь оказалось всего 130-140 человек. В итоге было собрано чуть более миллиона тенге. Зато краудфандинговая платформа выполнила другую функцию – пиар-работы. Она держала фокусировку потенциальных зрителей вокруг этой темы. Народ ее посещал, сопереживал, давал комментарии.
- Не все имеют возможность помочь, большинство нашего населения в период кризиса занято элементарным выживанием, - оправдывает соотечественников Рустем Абдрашев. - А вот представители отечественного бизнеса, зарабатывающие миллиарды на земле предков, вызвали чувство разочарования и обиды. Где же их социальная ответственность? Речь ведь идет о нашей общей истории. Письма рассылались всем, но ни один из тех, чьи имена мелькают в «Форбсе» в топ-списке самых богатых людей мира, даже не позвонил. На их фоне поступок российского бизнесмена Тимура ТУРЛОВА кажется особенно благородным. Он перечислил нам 100 млн. тенге. Часть от себя лично, а часть – от возглавляемой им компании Freedom Finance. Благодаря этим деньгам нам удалось привести в порядок и отреставрировать декорации на Капчагае и восстановить древний город Сыганак.
Министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ и тогдашний министр обороны Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ тоже на деле показали, что переживают за проект. Министр обороны предоставил в распоряжение киногруппы егерский полк. Солдаты и их лошади честно отработали в самых сложных массовых конных сценах.
Когда киногруппа вышла на стадию монтажа, деньги опять закончились. Тогда продюсер Арман АСЕНОВ пригласил на киностудию акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА.
Итогом его неоднократных приездов на съемочную площадку стало то, что отечественная строительная компания «Базис-А» внесла свой вклад в поддержку проекта, перечислив 180 млн. тенге на пост-продакшн и досъемки киноверсии в павильонах киностудии.
- Конечно, это не столь большая сумма, если сравнивать с той, что выделило государство, - 1,5 млрд. тенге, но если бы не эти люди, то я, возможно, не говорил о премьере картины в декабре, - выражает признательность режиссер. - Компания помогла в самый сложный момент: актерам была выплачена зарплата за несколько месяцев, и наш продюсер, наконец, перестал прятаться от них. Возможно, если бы я не только снимал, но и заходил в кабинеты к потенциальным спонсорам, было бы легче. Но, честно скажу, физически не хватало времени. Только письма, только обращения через СМИ. Отказывая, наши олигархи ссылались на кризис. Но при этом в приносящие сиюминутную прибыль шутовские проекты, как мы знаем, они вкладывают деньги.
Сейчас 10-серийный телевизионный вариант «Казак елi» завершен. Параллельно Рустем Абдрашев создал прокатную двухчасовую киноверсию проекта, закрытый показ которой состоялся на Евразийском кинофестивале.
Республиканская премьера «Казак хандыгы. Алмаз кылыш» - «Казахское ханство. Алмазный меч» - киноверсии исторической эпопеи «Казак елi» состоится, скорее всего, на День независимости – 16 декабря. В широкий прокат картина выйдет в январе. Позже в развернутом виде на экранах телевизоров появится 10-серийный телевизионный вариант «Казак елi жобасы».
- У нас родился здоровый крепыш свыше четырех килограммов, - оправдывает режиссер экранное время киноверсии – 133 минуты. - Но историческая картина имеет право быть емкой в плане повествования. 550 лет аруахи отцов-основателей нации – Жанибека, Керея, Бурундука, Касыма, - ждали этого, и было бы несправедливо снять полуторачасовой фильм. Сейчас мы на этапе постпродакшн. Доделываются синхронные шумы и звуки, дорабатывается огромный объем по компьютерной графике, по спецэффектам и плюс цветокоррекции. Это самый кайфовый момент - заниматься уже эстетическими вещами: в какой цветовой тональности сделать эпизод – золотистой, холодно-серебристой или графитовой. Осталось только «одеть», «упаковать» - сделать наружную рекламу и билборды, и выдать зрителю, поэтому мы опять заняты поисками дополнительных инвесторов. Надеемся, что мир не без хороших людей. Что касается дальнейших планов, то я вошел во вкус. Мне хочется попробовать себя в еще более серьезных проектах. Уже есть даже идея, но я пока про нее говорить не буду. Иначе, боюсь, уйдет из-под носа...