С алматинца взыскивают деньги, которые он не занимал
С жителем Алматы Канатом НАЙПОВЫМ произошла достаточно неприятная история: в сентябре 2016 года ему предъявило претензии по взысканию денег акционерное общество «Кселл», а в октябре он выяснил, что на него оформлен кредит и в дочернем банке (ДБ) АО «Банк Хоум Кредит».
АО «Кселл» 16 сентября прошлого года выдвинуло официальную претензию, в которой утверждалось, что гражданин Найпов заключил с этой компанией Соглашение об участие в акции «Контрактный телефон» и обязался своевременно оплачивать ежемесячные платежи путем внесения денег на счет абонентского номера 7759976928.
Но так как заемщик не вносил платежи, его долг на тот момент составил 61 100 тенге.
Спустя месяц Найпов (на снимке) узнал от сотрудников «Банк Хоум Кредит», что и в этом банке «брал» кредит.
- Я ни в каких акциях не участвовал, кредиты не брал, поэтому и решил, что все это большое недоразумение. Объяснил все сотрудникам и «Кселл», и «Банк Хоум Кредит». Сам обратился в правоохранительные органы, чтобы они расследовали, кто на мое имя оформил сделки, - утверждает Канат Найпов.
И действительно, на копии удостоверения личности, которую он предоставил редакции Ratel.kz, и на той копии, которая имеется у «Кселл» и «Банк Хоум кредит», изображены разные люди.
- В удостоверении личности, предоставленном сотрудникам «Кселл» и «Банк Хоум Кредит» для оформления кредита, были все мои установочные данные, кроме фотографии и личной подписи. Такое впечатление, что поверх подлинной (моей) фотографии на него была наклеена фотография другого лица и подпись другого человека. И я, естественно, обратился с заявлением в Управление внутренних дел (УВД) Медеуского района, - объяснил Канат Найпов.
Отметим, что реакции у АО «Кселл» и банка на обнаруженное несоответствие были совершенно разными.
Банк признал договор, оформленный на Найпова, недействительным и удалил из базы ТОО «Первое кредитное бюро» и АО «Государственное Кредитное бюро» всю информацию по нему.
После чего банк с соответствующим заявлением обратился в правоохранительные органы. В связи c этим на запрос редакции Ratel.kz более подробной информации о случившемся пока не дали, ссылаясь на тайну следствия.
Сотрудники АО «Кселл» пошли другим путем – они не просто обратились в суд для взыскания ущерба в гражданском порядке, но заодно стали писать письма на работу Канату Найпову.
Мы поинтересовались у руководителя АО «Кселл», означают ли эти письма работодателю, что Найпов действительно заключал договор, и как это согласуется с тем, что в настоящее время по данному делу идет судебное разбирательство?
Руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл» Наталья ЕСЬКОВА ответила, что проверка показала: все данные были предоставлены корректно. Но оператор сотовой связи обратился в УВД Медеуского района с просьбой о проведении проверки по заявлению Каната Найпова на предмет наличия признаков нарушения.
До сегодняшнего дня Ratel.kz так и не получил информацию о ходе рассмотрения данного заявления, несмотря на неоднократные обращения.
Признать сделку недействительной компания, по словам ее представителя, не может, так как по закону это только в судебной компетенции: «В производстве Медеуского районного суда г. Алматы находится гражданское дело по иску Компании к Найпову К.Х. и его встречному иску о признании соглашения недействительным. Определением суда от 08.09.2017г. по данному делу назначена судебно-почерковедческая экспертиза, до получения результатов которой рассмотрение дела приостановлено, - ответила нам Наталья Еськова.
При этом, отмечает она, если в суде будет установлена недействительность соглашения между АО «Кселл» и Канатом Найповым, то обязательства последнего перед компанией будут прекращены.
Так что пока вопрос о письмах на работу так и остался открытым.
На наш запрос АО «Кселл» также ответило, что в компании принят ряд положений, которые призваны обеспечивать надлежащую проверку данных абонентов и не допускать мошеннических действий, но ни одна организация не застрахована от подобного. Тем не менее, компания при выявлении таких единичных случаев принимает все возможные меры по установлению всех обстоятельств, обращается в правоохранительные органы, при необходимости усиливает контроль, принимает дополнительные меры.
Нас интересовал еще один вопрос: проводилась ли в АО «Кселл» надлежащая проверка контрагента, предусмотренная статьей 5 Закона РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», достаточная для идентификации клиента?
На что был получен ответ, что компания… не относится к числу субъектов финансового мониторинга.
Получается, что в любом случае последнее слово будет за правоохранительными органами и судом. Но первые уголовное дело сначала возбудили, а потом приостановили. Только после жалобы Каната Найпова в Генеральную прокуратуру, спустя полгода, дело вновь стали расследовать. За весь год пострадавшего от мошеннических действий алматинца следователи вызывали всего три раза, но вот были ли допрошены сотрудники «Банка Хоум Кредит» и «Кселл» - неизвестно.
Мы, кстати, задали вопрос обеим компаниям: сталкивались ли они с подобными случаями мошенничества и как часто? Однако внятного ответа так и не дождались.
Зато прозвучала угроза обвинения в давлении на суд: «… действия Найпова К.Х. по обращению в редакцию Вашего портала, не дожидаясь окончания судебно-почерковедческой экспертизы, также вызывает сомнение и выглядят как попытка оказать давление на суд», - написала г-жа Еськова.
На самом деле, масштаб проблемы гораздо больше, чем гражданско-правовые отношения между сотовым оператором и пострадавшим от рук мошенников.
Представьте себе, что некие террористы, подделав документы, будут использовать при подготовке теракта номера (мобильных телефонов), оформленные на добропорядочных граждан. Мало того что силовые структуры впустую потратят время, задерживая и проверяя ложные следы, так сколько еще людей будет травмировано – морально, и, возможно, физически, когда в горячке органы правопорядка после теракта будут задерживать всех подряд по малейшему подозрению!
Все мы помним, чем обернулся ложный звонок с телефона Юрия ПАКА, карагандинского учителя физики.
Поэтому речь даже не только о том, как мошенники испортили жизнь Канату Найпову, который вынужден тратить время, бегая по различным инстанциям и доказывая, что это не он брал займы и подписывал договор с сотовым оператором.Вопрос в личной безопасности каждого казахстанца. И нам даже странно, что крупнейший сотовый оператор страны, упоминая о давлении на суд, пытается предотвратить освещение в прессе этой, на наш взгляд, очень серьезной проблемы.
Ведь если кто-нибудь позвонил бы с телефона, записанного на Найпова, в полицию с ложным звонком о готовящемся теракте, Канат вполне мог бы повторить путь Юрия Пака…
Как и любой из нас.