Казахстанско-американский фильм «Амре» прольёт свет на многие эпизоды биографии великого певца
На снимке вверху: в роли Амре - Санжар Мадиев.
Голос казахского самородка, поразившего в 1925 году Париж, специалисты называют сверхъестественным, а его смерть в зените славы до сих пор остается загадкой.
Чем был потрясён Ромен Роллан
На киностудии «Казахфильм» идут съемки казахстанско-американского фильма «Амре» - одного из первых проектов, реализованных в рамках формата «копродукция».
Картина рассказывает о яркой, но короткой, таинственно оборвавшейся жизни казахского самородка – драматического тенора Амре КАШАУБАЕВА.
Международную съемочную группу возглавляет американский режиссер-постановщик Джеф ВЕСПА (на снимке). Главные роли в фильме сыграли казахстанские актеры Санжар МАДИЕВ (Амре) и Еркебулан ДАИРОВ (Мустафа Чокай).
В съемках также принимают участие популярный британский актер Бен ОЛДРИДЖ, американская актриса Эбби КОРНИШ (на снимке) и другие.
Рассказывает исторический консультант картины, автор нескольких книг об Амре Кашаубаеве, заслуженный деятель РК Жаркын ШАКАРИМОВ:
- Когда в 1974 году меня пригласили работать во Всесоюзную фирму «Мелодия», я всё свободное время в Москве проводил в библиотеках. Искал новые — вернее, старые, но неопубликованные материалы. Толчок к этому дала мысль, вскользь брошенная моим учителем, великим собирателем и исследователем народных музыкальных инструментов Болатом САРЫБАЕВЫМ: «Когда обнаружишь нечто новое – будь то ценная мысль, книга, инструмент, музыка, – немедленно публикуй». Так вот, я обнаружил в киргизском отделении Всесоюзного музыкального архива записанные на фонограф (прадедушка современной звукозаписывающей техники) семь песен Амре Кашаубаева. Фонограф нещадно шипел, голос доносился откуда-то издалека, но, тем не менее, я понял, чем был потрясен Ромен РОЛЛАН, когда услышал Амре на Всемирной этнографической выставке в 1925 году в Париже. И почему Сабит МУКАНОВ писал, что в правом лёгком певца есть особый кармашек, который он «заправляет воздухом про запас». Я слышал вживую величайших оперных певцов современности и, как человек с консерваторским образованием, хорошее от плохого всегда могу отличить: Амре пел на одном дыхании! Это было сверхъестественно! Сила голоса, полёт звука и красота тембра легендарного драматического тенора были необычайными.
Найдя эту запись, я, во-первых, исполнил завет учителя: немедленно опубликовал в газете «Социалистiк Қазақстан» заметку «Найден голос Амре Кашаубаева», а во-вторых, занялся дальнейшим исследованием судьбы певца. Прежде всего меня интересовало, почему он прожил до обидного мало – всего 46 лет.
Роковая встреча
После фурора в Париже певец вернулся на родину. Играл на сцене только открывшегося в Кзыл-Орде первого казахского национального театра драмы, а в 1928 году переехал вместе с ним в Алма-Ату. Вечером 7 ноября 1934 года Амре должен был петь партию Толегена в первой казахской опере «Кыз-Жибек». Мечтал выйти на сцену вместе с Куляш БАЙСЕИТОВОЙ – Жибек. Но в ночь с 6 на 7 ноября Амре… был найден мертвым на одной из алма-атинских улиц.
Сакен СЕЙФУЛЛИН откликнулся на его смерть статьей в «Казахстанской правде». Она называлась просто - «Умер Амре», но сколько в ней было боли!
О чем тогда говорила казахская интеллигенция? О том, что смерть Амре оставила много загадок. О том, что все эти годы, начиная с конца 1925-го, то есть с момента возвращения из Парижа и до последних дней своей жизни, Амре производил, как вспоминали современники, впечатление внутренне надломленного человека.
Еркебулан Даиров в роли Мустафы Чокая.
- Почему этот жизнерадостный, но кроткий и безобидный человек, на долю которого выпало столько тягот, внезапно сник после своей триумфальной поездки в Париж, рассказал мне уже в 70-х его близкий друг, актер Серке КОЖАМКУЛОВ, - вспоминает Жаркын Шакаримов. - Оказывается, Амре в Париже вместе с Роменом Ролланом слушал и первый казахский диссидент, знаменитый алашордынец Мустафа ЧОКАЙ. После концерта они втроем поднялись на Эйфелеву башню. А после возвращения на родину певца стали вызывать по ночам в НКВД, откуда он утром возвращался избитым. Умоляя молчать, Амре рассказывал Серке, что с него требуют некое письмо, которое якобы Мустафа Чокай передал Ахмету БАЙТУРСЫНОВУ.
...Похоронили Амре на Центральном кладбище Алма-Аты на Ташкентской, но и после смерти певец не нашел покоя – его могилу очень скоро сравняли с землей, а имя убрали из журнала регистрации умерших. Несмотря на это, нарком просвещения Казахской АССР Темирбек ЖУРГЕНОВ издал указ: поставить бюст Амре перед входом в Казахский национальный драматический театр и присвоить одной из алма-атинских музыкальных школ его имя. Школа имени Амре Кашаубаева в Алма-Ате есть и сегодня — это музыкальная школа №1, а первый пункт так и не был исполнен.
После обнаружения записей с голосом Амре корифеи казахской культуры – Серке КОЖАМКУЛОВ, Жусупбек ЕЛИБЕКОВ, Сапаргали БЕГАЛИН, Алькей МАРГУЛАН, а вместе с ними и наш собеседник Жаркын Шакаримов обратились с письмом к первому секретарю ЦК компартии Казахстана Динмухаммеду КУНАЕВУ с просьбой: поставить на месте предполагаемого захоронения Амре надгробный памятник. Но это удалось сделать только в начале 1990-х годов, и то - на частные деньги: памятник великому драматическому тенору, которого знатоки сравнивали с Энрико КАРУЗО и Марио ЛАНЦА, поставили заслуженный артист республики, композитор Дмитрий ГУСЕНЦОВ и его супруга, певица Кенжегуль СЫЗДЫКОВА.
Удастся ли фильму передать весь драматизм жизни Амре, а молодому актеру Санжару Мадиеву — воплотить образ певца-легенды, зрители смогут узнать совсем скоро — в 2017 году, когда картина выйдет в международный прокат.