Контрольный выхлоп: алматинцам становится всё труднее дышать

3372 просмотров
1
Илона СОКОЛОВА
Суббота, 27 Авг 2022, 10:00

Больше половины автомобилей в Алматы запретили бы в европейских городах

В августе, согласно данным сайта Energyprom.kz, Казахстан в три раза превысил предел по уровню загрязнения воздуха, допустимый ВОЗ. Согласно исследованию Всемирного банка, загрязнение воздуха в нашей стране является причиной более чем 10 тысяч преждевременных смертей в год. 

В Алматы из-за отсутствия проветриваемости, функционирования ТЭЦ-2 и промышленных предприятий в черте города, ситуация особенно острая. 

Старые и несоответствующие техническим требованиям автомобили – это то, что “добивает” алматинцев, которые и без этого страдают заболеваниями органов дыхания. 

Елена ЕРЗАКОВИЧ, эколог, консультант в области транспортной и экологической политики

Автопарк в нашем городе, можно сказать, не обновляется много лет. 58 процентов автомобилей – 1980-2009 годов выпуска. То есть у нас есть автомобили, которым 40-50 лет. 

Автомобилей 2010-2019 годов выпуска – 33 процента. То есть фактически “свежих” машин у нас всего 10 процентов. 

Также по уровню разрешённых выбросов современные машины делятся на евро классы. И, согласно этим евро классам, наш автопарк настолько старый, что это просто губительно для города с большим процентом заболеваний дыхательный путей и в ситуации, когда у нас нет проветриваемости.

Читайте также
От особенных детей до бездомных и инфантильных: как ищут без вести пропавших в Казахстане

Город уже много лет говорит о том, что нужно решать вопросы с автомобилями, но нет каких-то решительный действий. Например, печальная ситуация с утильсбором, когда у нас вместо того, чтобы стимулировать омоложение автопарка, в свое время только собирали деньги, и ничего не делалось. Сейчас идет просто субсидирование покупки машин без стимулирования сдачи старых автомобилей.

Говорят: “Покупайте, покупайте”, а куда оседают старые автомобили, такое впечатление, что в правительстве вообще забыли. И нет никаких программ стимулирования сдачи старого автохлама. Ведь всем понятно, что половина нашего автопарка в зарубежных странах не разрешили бы. 

За рубежом почему люди меняют машины? Потому что, если у человека старый, неэкологичный автомобиль, через систему налогообложения его буквально заставляют что-то с этим сделать. Чем старше автомобиль, тем выше у них налогообложение. И через экономические меры людей стимулируют обновлять автопарк. 

Также в европейских столицах есть law-emission zone - зоны низких выбросов. Зоны, въезд куда вообще запрещён автомобилям класса ниже евро-5. Это программа очень известна в Лондоне, во многих городах Германии. В Милане такая программа действует уже десятки лет. 

Что касается Алматы, то здесь большой вопрос, что делать с грузовым автотранспортом? Потому что среди всего автотранспорта наибольшее количество проблем мы видим у грузовиков. Особенно у крупнотоннажных, которых вообще не должно быть в городе. 

Их можно заменить через запреты, и обычно экономические меры – самые действенные. Если бы было дорого въезжать в центр, то фирмы, которые занимаются строительством, имели бы какие-то стимулы, чтобы переводить технику на газ или газодизельное топливо. Или вообще использовать электроавтомобили. Технологии сейчас позволяют. Но когда нет стимулов, нет, соответственно, и заинтересованности. 

Читайте также
Как приватизировали Казахстан. Часть 1

При этом важно сокращать перемещение легкового частного транспорта. Соответственно, надо улучшать общественный транспорт. По идее, это достаточно понятная схема, но у нас пока нерабочая. В Алматы легковые автомобили часто используются неэффективно – в тех случаях, когда их легко можно заменить другим транспортом или пройти пешком.

Люди не до конца осознают, что дизель тем и страшен, что именно такая сажа легко оседает в нашем организме. Это канцероген фактически. 

Если мы говорим о выбросах ТЭЦ, то там можно работать с фильтрами, системами очистки. Что касается автомобильных выбросов, то мы буквально вдыхаем этот “коктейль”, внутри которого сидят вредные элементы. Особенно это опасно для детей.

Сейчас город пытается начать вылавливать машины через экопатруль, передвижные станции, экопосты. Но это должно быть подстёгнуто дополнительно фискальными мерами. Чтобы владеть старым автомобилем было невыгодно, чтобы не вырезали катализаторы. 

Можно много говорить о хороших намерениях, но важно что-то делать. Пока мы не задохнулись от аллергий и гораздо более серьезных заболеваний или не начали ходить в масках из-за грязного, опасного воздуха, как это делают в Китае. 

Алексей СОН, член палаты юристов "Гильдия юристов Казахстана" 

Сейчас на сайте АО “Жасыл Даму” указано, что выкуп непригодных для эксплуатации автомобилей и выдача скидочных сертификатов на приобретение автомобилей казахстанской сборки приостановлены до завершения процедур в рамках расследования уголовных дел. По окончанию разбирательства эта работа будет возобновлена. 

Также на сайте отражена информация о рассмотрении вопроса продления срока действия ранее выданных сертификатов и возможном изменении тарифов и ставок выкупа автомобилей, подлежащих утилизации.

Читайте также
В час по чайной ложке: скорость ремонта дороги в СКО поразила проверяющих

Гражданам, которые не использовали сертификаты на приобретение автомобилей казахстанской сборки, и тем, кто намерен сдать свой автомобиль в утиль, остается ждать результатов разбирательств.

Предполагаю, что в скором времени тарифы и ставки будут увеличены, поскольку ранее действовавшие тарифы и ставки не соответствовали рыночной стоимости, и у большинства граждан, которые не могут себе позволить приобретение нового автомобиля, отсутствует стимул сдавать свой автомобиль в утиль.

Необходимость изменения механизмов работы по утилизации автомобилей назрела давно. Несвоевременная проработка этого вопроса привела к тому, что в нашей стране количество непригодных автомобилей, несоответствующих эксплуатационным требованиям, в разы превышает количество нормальных, современных машин.

Правила утилизации автомобилей и связанные с этим законодательные нормы должны соответствовать ситуации на автомобильном рынке и потребительскому спросу. Ранее существовавшие выплаты не соответствовала интересам автовладельцев. Выдача сертификатов на покупку автомобилей казахстанской сборки не должна приводить граждан к автокредитованию.

Выходом из ситуации может послужить увеличение суммы компенсации за сдачу автомобиля в утиль, мониторинг деятельности лиц, занимающихся техническим осмотром, и запрет на свободную продажу запчастей и элементов кузова автомобилей старше определенного возраста. 

Эти меры не должны нарушать права и законные интересы наших граждан и государства, поэтому их нужно вводить постепенно. Возможно, даже снизить налоговые ставки и выплаты для владельцев новых автомобилей, соответствующих техническим требованиям, упростить процедуру кредитования.

Читайте также
Как на глазах Бакауова со Скаковым ломали ангиограф за полмиллиарда тенге

Также утилизации должны подлежать не только старые автомобили, но и те автомобили, которые не соответствуют техническим требованиям. Необходимо контролировать деятельность станций технического осмотра и технического обслуживания. В том, что в Казахстане есть автомобили, несоответствующие техническим требованиям, вне зависимости от возраста автомобиля, я вижу вину станций технического осмотра. 

Кроме того, именно сотрудники СТО предлагают автовладельцам услуги по удалению катализаторов, которые отвечают за снижение вредных выбросов в атмосферу.

В зарубежных странах после проведения любых ремонтных работ автомобиль проходит технический осмотр. Сотрудники СТО не имеют права передавать автомобиль владельцу для эксплуатации, если там есть недопустимые поломки. Эксплуатация автомобиля без соответствующего заключения там запрещена, а ответственность за это лежит на СТО. То есть автомобилисты уверены и спокойны за эксплуатацию, но в Казахстане этот вопрос даже не стоит.

В интересах граждан и государства стоит задуматься о возобновлении процедуры сверки автомобилей сотрудниками правоохранительных органов и не допускать куплю-продажу машин, которые не соответствуют техническим требованиям. 

Эти нерешённые вопросы в условиях плохой экологии становятся бомбой замедленного действия. И за промедление, к сожалению, алматинцы платят своим здоровьем. 

Фото: pixabay.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Nurla 2022-08-27 13:46:22
1
Без каких либо исследований можно сказать что в основном воздух в Алмате портят ТЭЦы 2-3, грузовые и старые легковые авто. Если с Тэцами вроде начали работу, то с грузовиками и старьем никто не борется и не собирается. Можно административными и фискальными мерами заставит данные виды авто на газ перейти.
журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Проекция "Узкого коридора" на бывшие советские республики
Общественно-политическое и экономическое развитие этих стран сдерживает слабое и дезорганизованное общество
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Остановись, мгновение!
Изучаем историю по старым архивным фотографиям
Касымбек испортил памятник коррупции Алиева с Масимовым
Корреспондент Ratel.kz побывала на первой станции астанинского ЛРТ, в окончание строительства которого уже никто не верил
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В Семее под занавес года назначили нового акима
Смену власти прогнозировали давно, но ошибались с кандидатом
Qarmet под героем труда Басиным
Кто на самом деле руководит многомиллиардным бизнесом
Один дома: житель Петропавловска не знает, куда идти из сносимого дома
Эту проблему родственница мужчины подняла во время приёма граждан у акима города
В Жетысу ушлые чиновники помогли некоторым квартировладельцам сохранить свои жилища
А вот другим очередникам свои права на жильё приходится отстаивать в суде
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Шымкентец получил срок за рекламу наркотиков
За 20 трафаретных надписей на стенах он получал от работодателей один грамм марихуаны
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.