Больше половины автомобилей в Алматы запретили бы в европейских городах
В августе, согласно данным сайта Energyprom.kz, Казахстан в три раза превысил предел по уровню загрязнения воздуха, допустимый ВОЗ. Согласно исследованию Всемирного банка, загрязнение воздуха в нашей стране является причиной более чем 10 тысяч преждевременных смертей в год.
В Алматы из-за отсутствия проветриваемости, функционирования ТЭЦ-2 и промышленных предприятий в черте города, ситуация особенно острая.
Старые и несоответствующие техническим требованиям автомобили – это то, что “добивает” алматинцев, которые и без этого страдают заболеваниями органов дыхания.
Елена ЕРЗАКОВИЧ, эколог, консультант в области транспортной и экологической политики
Автопарк в нашем городе, можно сказать, не обновляется много лет. 58 процентов автомобилей – 1980-2009 годов выпуска. То есть у нас есть автомобили, которым 40-50 лет.
Автомобилей 2010-2019 годов выпуска – 33 процента. То есть фактически “свежих” машин у нас всего 10 процентов.
Также по уровню разрешённых выбросов современные машины делятся на евро классы. И, согласно этим евро классам, наш автопарк настолько старый, что это просто губительно для города с большим процентом заболеваний дыхательный путей и в ситуации, когда у нас нет проветриваемости.
Город уже много лет говорит о том, что нужно решать вопросы с автомобилями, но нет каких-то решительный действий. Например, печальная ситуация с утильсбором, когда у нас вместо того, чтобы стимулировать омоложение автопарка, в свое время только собирали деньги, и ничего не делалось. Сейчас идет просто субсидирование покупки машин без стимулирования сдачи старых автомобилей.
Говорят: “Покупайте, покупайте”, а куда оседают старые автомобили, такое впечатление, что в правительстве вообще забыли. И нет никаких программ стимулирования сдачи старого автохлама. Ведь всем понятно, что половина нашего автопарка в зарубежных странах не разрешили бы.
За рубежом почему люди меняют машины? Потому что, если у человека старый, неэкологичный автомобиль, через систему налогообложения его буквально заставляют что-то с этим сделать. Чем старше автомобиль, тем выше у них налогообложение. И через экономические меры людей стимулируют обновлять автопарк.
Также в европейских столицах есть law-emission zone - зоны низких выбросов. Зоны, въезд куда вообще запрещён автомобилям класса ниже евро-5. Это программа очень известна в Лондоне, во многих городах Германии. В Милане такая программа действует уже десятки лет.
Что касается Алматы, то здесь большой вопрос, что делать с грузовым автотранспортом? Потому что среди всего автотранспорта наибольшее количество проблем мы видим у грузовиков. Особенно у крупнотоннажных, которых вообще не должно быть в городе.
Их можно заменить через запреты, и обычно экономические меры – самые действенные. Если бы было дорого въезжать в центр, то фирмы, которые занимаются строительством, имели бы какие-то стимулы, чтобы переводить технику на газ или газодизельное топливо. Или вообще использовать электроавтомобили. Технологии сейчас позволяют. Но когда нет стимулов, нет, соответственно, и заинтересованности.
При этом важно сокращать перемещение легкового частного транспорта. Соответственно, надо улучшать общественный транспорт. По идее, это достаточно понятная схема, но у нас пока нерабочая. В Алматы легковые автомобили часто используются неэффективно – в тех случаях, когда их легко можно заменить другим транспортом или пройти пешком.
Люди не до конца осознают, что дизель тем и страшен, что именно такая сажа легко оседает в нашем организме. Это канцероген фактически.
Если мы говорим о выбросах ТЭЦ, то там можно работать с фильтрами, системами очистки. Что касается автомобильных выбросов, то мы буквально вдыхаем этот “коктейль”, внутри которого сидят вредные элементы. Особенно это опасно для детей.
Сейчас город пытается начать вылавливать машины через экопатруль, передвижные станции, экопосты. Но это должно быть подстёгнуто дополнительно фискальными мерами. Чтобы владеть старым автомобилем было невыгодно, чтобы не вырезали катализаторы.
Можно много говорить о хороших намерениях, но важно что-то делать. Пока мы не задохнулись от аллергий и гораздо более серьезных заболеваний или не начали ходить в масках из-за грязного, опасного воздуха, как это делают в Китае.
Алексей СОН, член палаты юристов "Гильдия юристов Казахстана"
Сейчас на сайте АО “Жасыл Даму” указано, что выкуп непригодных для эксплуатации автомобилей и выдача скидочных сертификатов на приобретение автомобилей казахстанской сборки приостановлены до завершения процедур в рамках расследования уголовных дел. По окончанию разбирательства эта работа будет возобновлена.
Также на сайте отражена информация о рассмотрении вопроса продления срока действия ранее выданных сертификатов и возможном изменении тарифов и ставок выкупа автомобилей, подлежащих утилизации.
Гражданам, которые не использовали сертификаты на приобретение автомобилей казахстанской сборки, и тем, кто намерен сдать свой автомобиль в утиль, остается ждать результатов разбирательств.
Предполагаю, что в скором времени тарифы и ставки будут увеличены, поскольку ранее действовавшие тарифы и ставки не соответствовали рыночной стоимости, и у большинства граждан, которые не могут себе позволить приобретение нового автомобиля, отсутствует стимул сдавать свой автомобиль в утиль.
Необходимость изменения механизмов работы по утилизации автомобилей назрела давно. Несвоевременная проработка этого вопроса привела к тому, что в нашей стране количество непригодных автомобилей, несоответствующих эксплуатационным требованиям, в разы превышает количество нормальных, современных машин.
Правила утилизации автомобилей и связанные с этим законодательные нормы должны соответствовать ситуации на автомобильном рынке и потребительскому спросу. Ранее существовавшие выплаты не соответствовала интересам автовладельцев. Выдача сертификатов на покупку автомобилей казахстанской сборки не должна приводить граждан к автокредитованию.
Выходом из ситуации может послужить увеличение суммы компенсации за сдачу автомобиля в утиль, мониторинг деятельности лиц, занимающихся техническим осмотром, и запрет на свободную продажу запчастей и элементов кузова автомобилей старше определенного возраста.
Эти меры не должны нарушать права и законные интересы наших граждан и государства, поэтому их нужно вводить постепенно. Возможно, даже снизить налоговые ставки и выплаты для владельцев новых автомобилей, соответствующих техническим требованиям, упростить процедуру кредитования.
Также утилизации должны подлежать не только старые автомобили, но и те автомобили, которые не соответствуют техническим требованиям. Необходимо контролировать деятельность станций технического осмотра и технического обслуживания. В том, что в Казахстане есть автомобили, несоответствующие техническим требованиям, вне зависимости от возраста автомобиля, я вижу вину станций технического осмотра.
Кроме того, именно сотрудники СТО предлагают автовладельцам услуги по удалению катализаторов, которые отвечают за снижение вредных выбросов в атмосферу.
В зарубежных странах после проведения любых ремонтных работ автомобиль проходит технический осмотр. Сотрудники СТО не имеют права передавать автомобиль владельцу для эксплуатации, если там есть недопустимые поломки. Эксплуатация автомобиля без соответствующего заключения там запрещена, а ответственность за это лежит на СТО. То есть автомобилисты уверены и спокойны за эксплуатацию, но в Казахстане этот вопрос даже не стоит.
В интересах граждан и государства стоит задуматься о возобновлении процедуры сверки автомобилей сотрудниками правоохранительных органов и не допускать куплю-продажу машин, которые не соответствуют техническим требованиям.
Эти нерешённые вопросы в условиях плохой экологии становятся бомбой замедленного действия. И за промедление, к сожалению, алматинцы платят своим здоровьем.
Фото: pixabay.com.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!