Фильм «Потерянное счастье» вышел в отечественный прокат 18 января и из драмы превратился в комедию
В четверг, 18 января, в казахстанский прокат вышел фильм «Потерянное счастье». В этот же день была запланирована премьера картины в Узбекистане и Кыргызстане.
Накануне официального старта картины в Алматы состоялся ее предпоказ и пресс-конференция с участием авторов драмы. Точнее, социальной драмы.
То есть картина, как было сказано в пресс-релизе, «поднимает актуальную во всем мире проблему двойной семейной жизни». И далее по тексту – «В центре повествования современная казахская семья, где есть муж-бизнесмен, который по обыкновению имеет еще и любовницу».
На премьеру как на свадьбу – с опозданием на час
В общем, все понятно. Казахстанскому зрителю снова предлагают порефлексировать на тему многоженства и незавидной судьбы токал. И понятно, на что рассчитывали авторы «Потерянного счастья» - тема беспроигрышная для Казахстана.
Она о том, с чем действительно столкнулось казахстанское общество, и, несмотря на бурные обсуждения, как в прессе, так и на кухнях, нет однозначного ответа, хорошо это или плохо. Казалось бы, полный зал журналистов, готовых засыпать авторов вопросами, обеспечен.
Но почему-то этого не случилось. Может, уже даже журналисты подустали от этой темы. Тем более, что в 2016 вышел фильм «Токал» Гаухар НУРТАС, пиар-кампания которого началась за два года до премьеры – и к моменту его выхода на экраны изрядно утомила.
Новый кинопродукт на заезженную тему, судя по аннотации, ничего нового не предвещал.
Представителей съемочной группы, заявленных в качестве участников пресс-конференции, было едва ли не больше, чем самих журналистов.
Хотя об этом сначала можно было только догадываться по большому количеству именных табличек, расставленных на столах перед экраном, потому что на момент начала пресс-конференции присутствовала только пара киношников.
Видимо, у авторов фильма свое представление о пунктуальности - на собственную пресс-конференцию можно, как на свадьбу, прийти с опозданием на несколько часов. А гости, то есть журналисты, подождут.
Режиссер и автор фильма Феруза ЭГАМБЕРДИЕВА, без которой ничего не могло начаться, опоздала всего лишь на час, а остальные члены съемочной группы подтянулись еще через полчаса.
Поплывший макияж и муляж младенца
Но надо отдать должное организаторам, к предпоказу они все-таки старались подготовиться хорошо. У пресс-стены был организован небольшой перфоманс, в котором участвовало несколько молодых девушек в халатах, с растрепанными волосами, поплывшим от слез макияжем и с муляжами младенцев в руках. Как символическое будущее любой токал.
Девушки ничего не делали - просто стояли. В молчании и без движения. А что нужно делать в любой непонятной ситуации? Правильно – просто фото или селфи.
Чем и занялись как гости показа, так и случайные прохожие, снимающие свои счастливые лица на фоне «несчастных» девушек.
Еще одним диссонирующим моментом стало позиционирование фильма как казахстанского, хотя практически все ключевые роли в фильме исполняют узбекские актеры.
Режиссер, продюсер, автор сценария, оператор-постановщик - все из соседней братской республики. Правда, фильм сняли в Шымкенте, причем за 10 дней. То есть проект, как минимум, «узбекско-казахстанский».
Можно было бы предположить, что таким образом авторы картины хотели повлиять на прокатную судьбу своего творения. В последние годы отечественный зритель заинтересовался казахстанским кинопродуктом. И приставка «казахстанский» может в разы окупить вложенные в создание фильма средства.
«Мне хотелось показать женскую душу»
Хотя Феруза Эгамбердиева (на снимке) рассказала, что фильм вообще снимался для одного из казахстанских телеканалов, и, как она отмечает, он «настолько понравился всей съемочной группе, что кто-то из коллег предложил отдать фильм в прокат».
Дальше - больше: планируется снять его продолжение и, возможно, даже сериал.
- Я не думала о том, будет ли фильм востребованным или нет, - рассказывает Феруза. - Мне, как женщине, просто хотелось показать женскую душу. Такие случаи, когда мужчины заводят вторых жен, есть и в Узбекистане. Очень много девочек с поломанными судьбами приходят ко мне, рассказывают свои истории и просят снять о них фильм. Мне бы хотелось, чтобы мужчины более бережно относились к нам.
Однако несмотря на благородные цели создателей фильма «Потерянное счастье», сложно отделаться от ощущения, что их работа – словно костюм с чужого плеча. Он вызывает неловкость. Причем у всех… кроме того, кто его носит.
Кино-то о серьезных вещах, он должно заставить задуматься, что-то переосмыслить. Но почему-то вместо сопереживания главным героям он вызывает вначале смех, а потом и вовсе безудержный хохот.
И смех, и грех…
Нет, сначала будет страшно. Очень. Да так, что жутко глаза открыть. В момент, когда молодая девушка на последних месяцах беременности в бессознательном состоянии попадает в сельскую больницу.
Врачи принимают решение немедленно оперировать. Действие перемещается в операционную, где уверенным движением хирург сначала разрезает плоть девушки, а затем достает из живота окровавленного ребенка. И все это крупным планом, настолько натуралистично, что создателям медицинских сериалов и не снилось.
Когда главный врач больницы узнает о том, что «девушка не в состоянии быть матерью» (именно в такой формулировке), он решает взять ребенка на воспитание.
Проходят годы, девочка вырастает настоящей красавицей по имени Сулу, мечтает стать врачом, как папа. Когда она заканчивает учебу, на практику он решает отправить ее в... тот самый роддом. Хотя не понятно зачем, ведь отец, судя по всему, возглавляет больницу в Астане.
А присматривать за Сулу отправляет журналиста, который пишет о нем книгу. И не надо спрашивать, почему его. В первом же кафе, куда парочка отправляется пообедать, они встречают мать девушки, которая, оказывается, жива, но сошла с ума. Старик, который опекает сумасшедшую, просит не задавать лишних вопросов.
Девушка благополучно устраивается на практику, начинает работать в «скорой» и в свой первый вызов попадает в дом богатого местного бизнесмена, чьей жене нездоровилось.
Причем выпускница вуза выехала на вызов в качестве врача, а не медсестры. Но это мелочи, ведь главное – и там опять появляется ее биологическая мать. Мужчина в гневе требует от своего помощника избавиться уже наконец от нее. Оказывается, это тот самый бизнесмен, который много лет назад бросил беременную женщину. Сами понимаете, биологический отец Сулу.
Но об этом он еще не знает, поэтому вынашивает планы соблазнить молоденького медика из Астаны. В итоге журналисту непонятно как, но удалось узнать правду. И когда коварный бизнесмен понимает, что хотел изнасиловать собственную дочь, с ним случается катарсис.
Некогда грозный мужчина с криками бежит из дома, сначала просит прощения у безумной матери своей дочери, а затем у ближайшего оврага бросается вниз, желая свести счеты с жизнью. В следующем кадре упитанный мужчина как мешок картошки плюхается животом на пыльную землю.
И тут зрители взорвались смехом, который – надо отдать им должное – очень долго пытались сдержать, настолько забавно и наивно выглядело происходящее на экране. После этого момента каждое появление в кадре главного злодея вызывало заразительный смех в зале.
А когда начались титры, раздались громкие овации, адресованные создателям фильма: спасибо, насмешили!
Возможно, это и не социальная драма в классическом ее понимании, но то, что зрителя она не оставила равнодушным, факт бесспорный…
Фото автора.