
Из-за бардака в госорганах модернизация и переоснащение пунктов пропуска на границе буксует четвёртый год, а долг Эксимбанку Китая растёт
В 2019 году минфин сообщил, что занимает у Китая 2,062 млрд юаней (134,5 млрд тенге) по ставке 2% годовых, чтобы модернизировать и технически дооснастить девять автомобильных пунктов и один железнодорожный пункт пропуска на границе.
- На казахстанско-узбекской границе перед пунктами пропуска со стороны Казахстана наблюдается ежедневное скопление от 70 до 300 автотранспортных средств в сутки, перевозчики простаивают в очередях до трёх суток, - сетовал тогда министр финансов Алихан СМАИЛОВ. - В результате реконструкции пропускная способность данных пунктов возрастёт в 12 раз: если в сутки 450 автотранспортных средств, она достигнет 5,5 тысяч.
Проект должны были завершить в 2022 году. В частности, планировалось расширить дороги с двух до шести полос, чтобы максимально исключить "человеческий фактор", все технические средства объединить в один автоматизированный комплекс с максимальным упрощением таможенных процедур и минимизацией участия в процессе сотрудников пункта пропуска. Круглосуточный погранично-таможенный видеомониторинг пунктов пропуска должен был позволить согласованно и вовремя реагировать в случае возникновения внештатных ситуаций и эффективно обмениваться информацией пограничной, таможенной, ветеринарно-фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической и транспортной службам. Это бы повысило транзитный потенциал страны, обеспечило безопасность цепи поставок, увеличило поступления таможенных платежей и налогов на 25%. Но, увы.
Как выяснили аудиторы, в 2021 году не было освоено 19,7 млрд тенге по причине замены места строительства. В 2022 году – 14,4 млрд тенге по причине длительных процедур подписания договоров субподряда компанией "NUCTECH" (китайская компания по производству досмотровой техники), а также получения отрицательных заключений к ПСД по трем проектам. В 2023 году – 22,3 млрд тенге по причине долгих процедур согласования временной схемы передвижения автотранспорта с Пограничной службой КНБ через режимные объекты, отсутствия инертных материалов вблизи строительства и др. В 2023 году планировалось модернизировать шесть пунктов, по факту не был завершен ни один. В 2024 году из запланированных 43,2 млрд тенге не освоено 24 млрд тенге по причине несвоевременного проведения запланированных работ.
В результате технический запуск четырех модернизируемых пунктов пропуска - "Алаколь", "Кольжат", "Капланбек" и "Атамекен" не осуществлен. С большой вероятностью не будут завершены два объекта и в 2025 году - по пункту "Бахты" строительно-монтажные работы не начаты из-за корректировки ПСД, а работы по строительству Главного диспетчерского управления в Астане только начаты.
В отчетах правительства из года в год утверждается, что переоснащение пропускных пунктов срывается из-за того, что наша вредная казахстанская погода все время срывает доставку строительных материалов, а вредный Комитет технического регулирования и метрологии минторговли на пару с ДКНБ срывают поставку оборудования. При этом минфин рапортует, что время проведения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска сократилось до 29 минут. Высшая аудиторская палата, которую теперь, как известно, возглавляет вышеупомянутый Смаилов, считает, что минфин обманывает.
Проект реализуется за счет средств займа Эксимбанка Китайской Народной Республики. За последние три года реализации проекта, по информации комитета госдоходов, потери от курсовой разницы оцениваются в 500 млн тенге. Дата закрытия займа продлевалась дважды, последний раз с 24.10.2024 года до 01.10.2025 года. С начала этого года в связи с завершением льготного пятилетнего периода дополнительно к выплатам вознаграждения по займу осуществляется выплата основного долга. Однако, учитывая работу пограничных пунктов пропуска не в полную мощность, запланированный рост таможенных платежей и налогов в бюджет в этом году, наверное, мы не дождемся.
Фото: Depositphotos.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!