Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Утром 16 октября президент Касым-Жомарт Токаев поручил премьер-министру Олжасу Бектенову представить «план конкретных мер» по стабилизации экономики и защите интересов граждан. Фактически речь шла о корректировке экономического курса. Того самого курса, что в последние месяцы вызывал все больше тревог у бизнеса и населения: новый Налоговый кодекс, рост коммунальных тарифов, подорожание ГСМ, замедление ипотечного кредитования.
Вечером того же дня правительство заявило, что комплекс мер уже разработан. Скорость, с которой были согласованы и утверждены решения, впечатляет. А где-то и откровенно пугает.
Что решили
Правительство объявило мораторий на повышение цен на бензин и дизель, а также заморозку коммунальных тарифов до конца первого квартала 2026 года. Одновременно увеличиваются закупы у отечественных товаропроизводителей, вводятся послабления для малого бизнеса при переходе на новый Налоговый кодекс, удваивается объем льготного ипотечного кредитования, возобновляется программа «Әскери баспана», а автопроизводителям дается зеленый свет на лизинговые программы для населения.
Пакет выглядит масштабно и социально ориентированно. Однако его спешность и разнонаправленность заставляют задуматься. Насколько эти решения согласуются с логикой заявленных реформ, или это очередная попытка «потушить пожар» на фоне растущего общественного недовольства?
Как это соотносится с реформами
Формально меры не противоречат курсу реформ. В стратегических документах правительства декларируются поддержка МСБ, повышение инвестиционной привлекательности и улучшение условий жизни граждан. Но, по сути, часть решений идет вразрез с рыночной логикой, на которой и должна строиться экономическая трансформация.
Моратории и тарифные заморозки – инструменты ручного управления, допустимые в кризис, но несовместимые с долгосрочной стратегией либерализации. Они действительно снижают нагрузку на население сегодня, но создают эффект отсроченного давления. К примеру, недоинвестированные отрасли ЖКХ и энергетики через год-два вернутся к тем же проблемам, но в усиленной форме.
Послабления для бизнеса выглядят позитивно, но напоминают вынужденную амнистию, а не продуманную фискальную реформу. Новый Налоговый кодекс, задуманный как инструмент «обеления экономики», оказался настолько жестким, что его пришлось смягчать буквально перед запуском. Это подрывает доверие к реформаторам и показывает слабую подготовку изменений.
Кто выигрывает
В краткосрочной перспективе выигрывают население и малый бизнес. Первые, от заморозки тарифов и обещаний дешевых кредитов, вторые – от налоговой передышки. Выигрывают также банки и застройщики, получившие удвоенные объемы ипотечных программ, и благодаря субсидируемому лизингу – автопром.
Проигрывают госфинансы и системные инвесторы. Моратории и субсидии означают рост бюджетных расходов. При этом не прозвучало ни одного разъяснения, за счет каких источников будут финансироваться компенсации коммунальщикам, льготные кредиты и программы поддержки. Без ответов на эти вопросы «социальная стабилизация» может быстро обернуться инфляционной ловушкой.
Примечательно, что все решения были приняты в течение одного дня после поручения президента. Такая поспешность демонстрирует не управленческую эффективность, а нервозность власти, осознавшей глубину общественного раздражения. В нормальной практике подобные меры требуют расчетов, оценки последствий и публичных обсуждений. Здесь же все утверждено в формате «экстренного совещания». Это подрывает саму идею реформ как продуманного процесса, превращая стратегию в серию антикризисных реакций.
Энергетика и тарифы
Вице-министр энергетики Сунгат Есимханов заявил о введении моратория на рост цен на бензин и дизельное топливо, а также о приостановке повышения коммунальных тарифов. Контроль, по его словам, будет обеспечиваться «совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции и акиматами».
Фактически это признание возврата к политике государственного регулирования, от которой Казахстан официально отказался в ходе рыночных реформ. Еще недавно тот же энергетический блок настаивал на необходимости «постепенного отказа от ценового администрирования» и перехода к экономически обоснованным тарифам. Теперь же рынок вновь замораживается.
Сегодня инвесторы снова видят политическое вмешательство и непредсказуемость.
Соцтовары и агросектор
Министр торговли Арман Шаккалиев сообщил о двукратном увеличении закупов у отечественных производителей и заключении меморандумов с торговыми сетями для «фиксации розничных цен» на социально значимые продукты.
Звучит социально, но, по сути, это прямой возврат к устаревшей модели стабилизации, от которой правительство уже обещало отказаться. Стабфонды и ценовые меморандумы давно доказали неэффективность и коррупциогенность, а теперь вновь становятся инструментом регулирования, противореча курсу на «либерализацию продовольственного рынка и развитие конкуренции».
Финансы и налоги
Министр финансов Мади Такиев назвал пакет мер «гарантией плавного вхождения в новый Налоговый кодекс» и объявил о приостановке проверок, отмене штрафов и «амнистии» по пеням для малого бизнеса.
Если реформу приходится смягчать буквально перед вступлением в силу, это означает, что она не готова к реализации. Главная цель кодекса – прозрачность и справедливость, но правительство вынуждено отступать от собственных принципов, признавая, что бизнес не способен работать в новых условиях.
Жилищная политика
Глава «Отбасы банка» Ляззат Ибрагимова представила расширение программ «Наурыз Жұмыскер» и «Әскери баспана» и удвоение кредитных объемов до 500 млрд тенге.
Но еще год назад те же структуры заявляли, что цель – сокращение доли субсидируемого жилья и переход к рыночным инструментам. Теперь государство вновь становится крупнейшим игроком на ипотечном рынке, подменяя собой банки и частных застройщиков.
Мера «фиксировать цены на три года» для застройщиков выглядит административным рычагом, несовместимым с рыночной моделью. В выигрыше строительные компании, получившие гарантированный спрос, но проигрывает сама идея конкуренции.
Автопром и промышленность
Министр промышленности Ерсайын Нагаспаев представил программу лизинга для физических лиц, назвав ее «международным опытом». На деле это обновленная версия старых схем льготного автокредитования, выгодная локальным сборочным предприятиям и аффилированным банкам.
Такие меры противоречат курсу на снижение роли государства в стимулировании потребительского спроса и создают риски – рост долговой нагрузки при высокой инфляции.
Вместо реформ – антикризисное администрирование
После заявлений министров становится очевидно, что вместо реализации структурных реформ правительство перешло в режим антикризисного управления. Социальные приоритеты перевесили экономическую логику, а рынок вновь уступил место директивам и меморандумам.
Парадокс в том, что каждый министр говорит о «поддержке реформ», но своими действиями фактически сворачивает реформаторский курс. Процесс, который должен был строиться на предсказуемости и доверии бизнеса, снова превращается в набор ручных решений – быстрых, но непродуманных.
Фото: Ratel.kz