Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?

2170 просмотров
0
Аналитическая служба Ratel.kz
Пятница, 17 Окт 2025, 12:30

Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований

Утром 16 октября президент Касым-Жомарт Токаев поручил премьер-министру Олжасу Бектенову представить «план конкретных мер» по стабилизации экономики и защите интересов граждан. Фактически речь шла о корректировке экономического курса. Того самого курса, что в последние месяцы вызывал все больше тревог у бизнеса и населения: новый Налоговый кодекс, рост коммунальных тарифов, подорожание ГСМ, замедление ипотечного кредитования.

Вечером того же дня правительство заявило, что комплекс мер уже разработан. Скорость, с которой были согласованы и утверждены решения, впечатляет. А где-то и откровенно пугает.

Что решили

Правительство объявило мораторий на повышение цен на бензин и дизель, а также заморозку коммунальных тарифов до конца первого квартала 2026 года. Одновременно увеличиваются закупы у отечественных товаропроизводителей, вводятся послабления для малого бизнеса при переходе на новый Налоговый кодекс, удваивается объем льготного ипотечного кредитования, возобновляется программа «Әскери баспана», а автопроизводителям дается зеленый свет на лизинговые программы для населения.
Пакет выглядит масштабно и социально ориентированно. Однако его спешность и разнонаправленность заставляют задуматься. Насколько эти решения согласуются с логикой заявленных реформ, или это очередная попытка «потушить пожар» на фоне растущего общественного недовольства?
Читайте также
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя

Как это соотносится с реформами

Формально меры не противоречат курсу реформ. В стратегических документах правительства декларируются поддержка МСБ, повышение инвестиционной привлекательности и улучшение условий жизни граждан. Но, по сути, часть решений идет вразрез с рыночной логикой, на которой и должна строиться экономическая трансформация.
Моратории и тарифные заморозки – инструменты ручного управления, допустимые в кризис, но несовместимые с долгосрочной стратегией либерализации. Они действительно снижают нагрузку на население сегодня, но создают эффект отсроченного давления. К примеру, недоинвестированные отрасли ЖКХ и энергетики через год-два вернутся к тем же проблемам, но в усиленной форме.

Послабления для бизнеса выглядят позитивно, но напоминают вынужденную амнистию, а не продуманную фискальную реформу. Новый Налоговый кодекс, задуманный как инструмент «обеления экономики», оказался настолько жестким, что его пришлось смягчать буквально перед запуском. Это подрывает доверие к реформаторам и показывает слабую подготовку изменений.

Кто выигрывает

В краткосрочной перспективе выигрывают население и малый бизнес. Первые, от заморозки тарифов и обещаний дешевых кредитов, вторые – от налоговой передышки. Выигрывают также банки и застройщики, получившие удвоенные объемы ипотечных программ, и благодаря субсидируемому лизингу – автопром.
Проигрывают госфинансы и системные инвесторы. Моратории и субсидии означают рост бюджетных расходов. При этом не прозвучало ни одного разъяснения, за счет каких источников будут финансироваться компенсации коммунальщикам, льготные кредиты и программы поддержки. Без ответов на эти вопросы «социальная стабилизация» может быстро обернуться инфляционной ловушкой.

Примечательно, что все решения были приняты в течение одного дня после поручения президента. Такая поспешность демонстрирует не управленческую эффективность, а нервозность власти, осознавшей глубину общественного раздражения. В нормальной практике подобные меры требуют расчетов, оценки последствий и публичных обсуждений. Здесь же все утверждено в формате «экстренного совещания». Это подрывает саму идею реформ как продуманного процесса, превращая стратегию в серию антикризисных реакций.

Энергетика и тарифы

Вице-министр энергетики Сунгат Есимханов заявил о введении моратория на рост цен на бензин и дизельное топливо, а также о приостановке повышения коммунальных тарифов. Контроль, по его словам, будет обеспечиваться «совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции и акиматами».
Фактически это признание возврата к политике государственного регулирования, от которой Казахстан официально отказался в ходе рыночных реформ. Еще недавно тот же энергетический блок настаивал на необходимости «постепенного отказа от ценового администрирования» и перехода к экономически обоснованным тарифам. Теперь же рынок вновь замораживается.

Сегодня инвесторы снова видят политическое вмешательство и непредсказуемость.

Читайте также
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики

Соцтовары и агросектор

Министр торговли Арман Шаккалиев сообщил о двукратном увеличении закупов у отечественных производителей и заключении меморандумов с торговыми сетями для «фиксации розничных цен» на социально значимые продукты.
Звучит социально, но, по сути, это прямой возврат к устаревшей модели стабилизации, от которой правительство уже обещало отказаться. Стабфонды и ценовые меморандумы давно доказали неэффективность и коррупциогенность, а теперь вновь становятся инструментом регулирования, противореча курсу на «либерализацию продовольственного рынка и развитие конкуренции».

Финансы и налоги

Министр финансов Мади Такиев назвал пакет мер «гарантией плавного вхождения в новый Налоговый кодекс» и объявил о приостановке проверок, отмене штрафов и «амнистии» по пеням для малого бизнеса.
Если реформу приходится смягчать буквально перед вступлением в силу, это означает, что она не готова к реализации. Главная цель кодекса – прозрачность и справедливость, но правительство вынуждено отступать от собственных принципов, признавая, что бизнес не способен работать в новых условиях.

Жилищная политика

Глава «Отбасы банка» Ляззат Ибрагимова представила расширение программ «Наурыз Жұмыскер» и «Әскери баспана» и удвоение кредитных объемов до 500 млрд тенге.
Но еще год назад те же структуры заявляли, что цель – сокращение доли субсидируемого жилья и переход к рыночным инструментам. Теперь государство вновь становится крупнейшим игроком на ипотечном рынке, подменяя собой банки и частных застройщиков.

Мера «фиксировать цены на три года» для застройщиков выглядит административным рычагом, несовместимым с рыночной моделью. В выигрыше строительные компании, получившие гарантированный спрос, но проигрывает сама идея конкуренции.

Автопром и промышленность

Министр промышленности Ерсайын Нагаспаев представил программу лизинга для физических лиц, назвав ее «международным опытом». На деле это обновленная версия старых схем льготного автокредитования, выгодная локальным сборочным предприятиям и аффилированным банкам.
Такие меры противоречат курсу на снижение роли государства в стимулировании потребительского спроса и создают риски – рост долговой нагрузки при высокой инфляции.
Читайте также
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета

Вместо реформ – антикризисное администрирование

После заявлений министров становится очевидно, что вместо реализации структурных реформ правительство перешло в режим антикризисного управления. Социальные приоритеты перевесили экономическую логику, а рынок вновь уступил место директивам и меморандумам.
Парадокс в том, что каждый министр говорит о «поддержке реформ», но своими действиями фактически сворачивает реформаторский курс. Процесс, который должен был строиться на предсказуемости и доверии бизнеса, снова превращается в набор ручных решений – быстрых, но непродуманных.

Фото: Ratel.kz

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Если примирение вызывает сопротивление: как Астана продвигает диалог Армении и Азербайджана
Казахстан снова предоставляет площадку, где стороны давнего конфликта могут говорить напрямую
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером