Министр образования так и не объяснил, почему учителям приходится накручивать посещаемость сайта Kundelik.kz
Портал Ratel.kz уже писал о том, как «Учителей заставили имитировать цифровизацию».
Речь в депутатском запросе шла о негласном мониторинге посещаемости сайта электронных дневников «Күнделік».
В понедельник, 19 марта, у мажилисменов появилась возможность еще раз спросить лично у министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА, почему в школах складывается такая практика.
Депутат Наталья ЖУМАДИЛЬДАЕВА рассказала, что учителям приходится по окончании каждой четверти выгружать из информационной системы электронный журнал, распечатывать его, прошнуровывать страницы, пронумеровывать их, заверять подписью директора и печатью организации образования.
Школы должны обеспечивать их хранение.
- То есть он (учитель – Б.А.) создает доморощенную, извините за выражение, копию бумажного журнала. Скажите, пожалуйста, Ерлан Кенжегалиевич, в таком случае в чем смысл электронного журнала и запрета на его бумажный вариант? – спросила народная избранница у министра.
Ерлан Сагадиев к такому вопросу был готов. И объяснил сложную для учителей процедуру пожеланиями самих трудящихся.
- Данная формулировка родилась именно в обсуждении с учителями… Многие учителя, поскольку это связано с финансами, боятся, что наша информация пропадет. И несмотря на то, что мы обеспечиваем безопасность, у нас все оценки находятся на серверах АО «НИТ», там же, где хранятся персональные данные по электронному правительству, все равно такой страх есть. И, как временная мера, мы им разрешили раз в четверть выгружать базу данных. Это много времени не занимает, - заявил он.
- Бедные учителя, - вздохнула депутат Гульмира ИСИМБАЕВА. – Они же и виноваты. На них же нагрузка, они же теперь во всем и крайние. Кто знает, сколько их у нас сотни, десятки тысяч учителей, кто их них так сказал. А нагрузка идет на всех.
- Если депутаты выступят с такой инициативой, мы пойдем и завтра эту поправку отменим. Просто потом с нашим учительским сообществом я попрошу разговаривать депутатов, - мастерски использовал выпад мажилисменов против них самих Сагадиев.
- Теперь у нас будут депутаты виноваты, - нервно рассмеялась Исимбаева.
Впрочем, на этом вопрос не остался исчерпанным. Чуть позже об имитации цифровизации заговорила Ирина СМИРНОВА.
Начала она с портала Bilimland.kz, на котором размещены цифровые образовательные ресурсы для школ.
- Количество входов на портал Bilimland одной из школ только за 3 дня – 11, 12, 13 марта – составило 13577 раз. В этой школе работает 70 педагогов. Простая арифметика показывает, что каждый учитель ежедневно как будто бы входил на портал 65 раз. Реально это? Один и тот же видеоурок иногда одним и тем же учителем скачивается по 3-5 раз, чтобы повысить рейтинг школы. Рейтинг ведется по нескольким параметрам – количество входов, количество скачиваний и так далее. Вопрос: когда учителю вести уроки, заниматься воспитанием? О морально-этической стороне вопроса вообще нет смысла говорить. Учителей вынуждают постоянно заходить на сайт, скачивать материалы, тратить собственное время, время урока не на детей, а на гонку за рейтингом. Некоторые школы нанимают человека, который скачивает эти дополнительные материалы. Качество представленных видеоуроков также желать быть лучшим. Зачастую это урок, записанный обычной любительской камерой, поставленной в конце класса, - обрушилась она на Министерство образования.
После чего рассказала, как ведется рейтинг в «Күнделік»: по частоте входа родителей, частоте входа учеников, активации логинов родителей и учеников и так далее.
По словам депутата, чтобы не попасть в черный список, учитель вынужден заходить в «Күнделік» за себя, своих учеников, их родителей или постоянно звонить детям с требованием зайти на сайт.
- Например, в марте за 1 неделю в одной из школ с численностью учащихся 1000 человек, возьмем 1000 родителей и 70 учителей, имеется количество входов в систему 20 тысяч раз. Получается, что каждый пользователь входил в систему 10 раз в сутки, - привела она пример. – С таким рейтинговым подходом хорошая идея цифровизации процессов уже сейчас вызывает вместо положительных эмоций неприязнь и раздражение со стороны части педагогов, родителей и учеников.
Между тем, обращение министра о недопустимости фактов гонки за рейтингом не возымело успеха, о чем Ирина Смирнова не преминула с ехидцей напомнить.
- К сожалению, система рейтингов пока существует и даже набирает обороты. Этот вопрос так и остается нерешенным. Видимо, районным и городским отделам образования распоряжение министра не является обязательным к исполнению, - сказала депутат.
Но невозмутимость Ерлана Сагадиева она поколебать не смогла.
Даже в кулуарах заседания он продолжил рассказывать журналистам, что министерство издало несколько приказов, напрямую запрещающих учителям заполнять одновременно и электронные журналы, и бумажные.
- Мы прекрасно понимаем, что иногда школы перегибают палку. Мы обещали депутатам вместе с акимами областей собраться и в каждой области провести отдельное совещание, которое запретит учителям там, где это не нужно, где есть широкополосный интернет, внедрены системы, есть wi-fi, вести два вида отчетности. Этот вопрос, конечно, переходной, но мы обязательно будем им заниматься вместе с местными исполнительными органами, - сообщил он.
О накрутке посещаемости сайтов за счет учителей он так и не сказал ни слова.