Компания, которой акимат не дал работать, хочет возместить ущерб
Похоже, что эпопея с электронным билетированием в Караганде просто так не завершится. Власти города планировали внедрение системы с 2015 года. Но, когда казалось, что всё идёт к финалу, акимат отказался сотрудничать с инвестором из Кореи компанией "Смарт Кард". Автопаркам отправили уведомление отключить валидаторы и закрыть специалистам доступ к автобусам, что они и сделали. Горожанам пообещали как можно скорее найти новых поставщиков услуги. В июне стало известно, что автопарки подписали договоры с "Онай", они должны наладить работу до конца осени 2021 года.
Всё это время от компании "Смарт Кард" комментариев не поступало, они ограничивались публикациями в социальных сетях. Недавно нам всё же удалось побеседовать с представителями корейской компании. Как они рассказали, системное оборудование из Южной Кореи доставили в конце 2019 года, а полную установку закончили в марте 2020 года. Инженеры не смогли приехать в Казахстан для заключительной проверки из-за коронавирусного локдауна.
- Мы несколько раз обращались к акимату города с просьбой помочь нам попасть в страну, но нам ответили, что не могут вмешиваться в работу правительства по борьбе с пандемией, - поясняют в компании. Техники приехали из Южной Кореи в Караганду в июле, а с 15 сентября запустили систему в тестовом режиме. У "Смарт Кард" запросили оплату через онлайн банки и другие сервисы. По словам представителя инвестора, они закончили интеграцию с kaspi.kz, "Сбербанк", Halyk Bank, сервис QR-кода, KASSA24, а совместно с 2ГИС создали центр мониторинга. Но и эти работы осложнялись коронавирусными ограничениями.
- Компания не получала от властей города официального заявления, что если мы не успеем внедрить дополнительные функции до 15 декабря 2020 года, они сменят услугодателя. Но с 15 декабря под давлением со стороны акимата автопарки стали отправлять предложения о расторжении договоров Мы отвечали отказом. На сегодняшний день договоры, заключенные между автобусными парками и "Смарт Кард", действительны. По закону, расторгнуть наши обязательства в одностороннем порядке невозможно. Кстати, мы не смогли закончить интеграцию с сервисом оплаты QIWI, поскольку акимат Караганды отправил им письмо с требованием остановить работу.
В феврале городские власти потребовали у автопарков закрыть доступ для специалистов "Смарт Кард" в свои гаражи, а с 1 марта отключить электронную систему. Компания обращалась в Администрацию президента Казахстана, в Министерство иностранных дел, мажилис и посольство. Все ведомства направили письма в Караганду, в ответ пришли традиционные отписки. То же самое произошло после обращения в антикоррупционную службу.
- Договор, заключенный между автопарками и "Смарт Кард", до сих пор действителен, но как можно заключать договор с "Онай", игнорируя законы Казахстана? Более того, если этот факт станет известен Корее, то как Казахстан будет привлекать иностранных инвесторов, чтобы улучшить свой экономический статус? К тому же, нам непонятна позиция акимата Караганды. Все работы уже завершены, автопаркам достаточно включить питание терминалов, чтобы горожане могли оплачивать проезд бесконтактным путем. Вместо этого, они пытаются демонтировать оборудование компании, которая инвестировала в проект несколько миллионов долларов. На установку оборудования "Онай" потратят ещё месяцы. В настоящее время в ТОО "Смарт Кард" завершили подготовку по судебным искам, и в ближайшее время отправим в каждый автобусный парк иск о возмещении ущерба, - заявили корейские инвесторы. В "Смарт Кард" надеются, что смогут наладить диалог с властями Караганды, которые дают указания городским автопаркам. Если же нет, единственное, что им останется – подать в суд. Они рассказали и другие подробности своего сотрудничества с карагандинским акиматом.
- Начнём с того, что подписание договоров между компанией "Смарт Кард" и автобусными парками было завершено только 28 декабря 2017 года. Меморандум с акиматом мы подписали в 2016 году. До сегодняшнего дня мы подробно разъясняли причины всех изменений, связанные с графиком проекта. Во время работы всё делалось после консультаций с местными властями. То есть мы никогда не проводили самостоятельную работу по проекту без разрешения и предварительного обсуждения, - поясняют представители "Смарт Кард". Одна из причин, из-за чего работы не шли в ускоренном темпе – это отсутствие выгоды для "Смарт Кард". Проект был полностью инвестиционный, владельцы компании хотели сделать его окупаемым. Акимат Караганды долго не предлагал им никаких вариантов, об этом несколько раз упоминал и бывший градоначальник Нурлан АУБАКИРОВ.
- В 2017 году мы направляли в акимат запрос о введении дифференцированного тарифа (разница проезда при оплате транспортной картой и наличными). Они ответили, что рассмотрят этот вопрос. Несколько месяцев спустя нам прислали ещё один ответ, где было написано, что стоимость проезда в автобусе будет 140 тенге. Отдельно мы запрашивали списки и количество людей, которые будут ездить бесплатно или со скидками. Это было важно для настройки системы оплаты. В итоге нам выдали приблизительную цифру. В октябре 2018 года нам прислали официальное уведомление от акимата, где говорилось, сумма комиссии не изменится до тех пор, пока все вложения не будут окуплены после установки и запуска системы. Тогда же нам отправили ещё одно письмо о том, что в марте или апреле 2019 года планируется повышение стоимости проезда в автобусе. Возникало много ситуаций, но в то время акимат Караганды давал официальные обещания, чтобы мы не отказались от инвестирования.
Как рассказали в компании, в Караганду прилетал потенциальный инвестор из Кореи, чтобы обсудить подробности проекта. Но чиновники были слишком заняты и не стали с ним встречаться, бизнесмен вернулся домой ни с чем. Из-за этого "Смарт Кард" пришлось искать нового инвестора.
- Несмотря на все эти обстоятельства, в январе 2019 года мы начали реализацию системы. Компания проверила автобусные парки, фактическое количество пассажиров и городских автобусов, ежедневно выходящих на линию, мы сопоставили с предоставленными данными. Ситуация оказалась совсем другой, цифры не совпали, и пришлось пересмотреть инвестирование проекта. Поэтому мы привезли запасные 350 терминалов оплаты, не считая валидаторов, уже установленных в городских автобусах.
В мае 2019 года "Смарт Кард" узнаёт, что автопарк №3, самый крупный в городе, заключил свой договор с другой компанией.
- И это несмотря на то, что мы уже проводили монтаж кабелей для установки валидаторов. Причина подписания этого договора была одна - лоббирование со стороны. Мы сразу же уведомили акимат, что планируем приостановить или вовсе отказаться от проекта электронного обилечивания, - рассказали сотрудники "Смарт Кард". Власти города заверили, что не собираются работать ни с кем, кроме корейских инвесторов.
Фото из Instagram компании Smart Card.