Эксперты констатируют недостаток качественной литературы и подготовки учителей как в казахоязычных школах, так и в школах, ведущих обучение на языке меньшинств
Результаты международных сопоставительных исследований убедительно свидетельствуют о том, что в республике качество школьного образования значительно варьируется в зависимости от языка преподавания. Эксперты констатируют недостаток качественной литературы и подготовки учителей как в казахоязычных школах, так и в школах, ведущих обучение на языке меньшинств.
С 2003 года в Казахстане увеличивается количество общеобразовательных школ с казахским языком обучения. Эта мера, в числе прочих, направлена на увеличение доли населения, свободно говорящего, читающего и пишущего на государственном языке, до 68% к 2025 году.
В настоящее время с языковой точки зрения в системе образования преобладает казахский язык, однако качество преподавания на нем вызывает у экспертов беспокойство. Одной из основных причин неудовлетворительного положения специалисты считают отсутствие качественных учебников. Серик ИРСАЛИЕВ, президент Международного университета Астана, считает, что проблема заслуживает "очень серьезного внимания" на государственном уровне.
С похожими сложностями сталкиваются и дети, обучающиеся в школах на языках диаспор. Альфира МАХМУДОВА, исследовательница в сфере образования, рассказывает, что уйгурские школы - в республике их осталось 11 - испытывают перманентные сложности как с кадрами, так и с учебными материалами.
Казахский национальный педагогический университет имени Абая является единственным вузом в стране, который готовит учителей для уйгурских школ. Среди среднеспециальных учебных заведений таких преподавателей выпускает еще Жаркентский гуманитарно-технический колледж.
Немногочисленные выпускники этих образовательных учреждений, устраиваясь в уйгурские школы, вынуждены брать на себя дополнительный объем работы. Ежегодно они работают в среднем на 200 часов больше коллег из русских и казахских школ, будучи вынужденными добавлять в программу предметы на уйгурском языке, поясняет Махмудова. Кроме этого, преподаватели должны каким-то образом решать проблему недостатка учебной литературы на уйгурском языке, разработкой которой сегодня в Казахстане занимаются лишь несколько человек.
Экспертные интервью проводились зимой 2020-2021 годов исследователями ОФ "PaperLab" в рамках проекта "Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик". Он реализуется при поддержке Фонда Сорос-Казахстан. Содержание работы отражает точку зрения авторов и не обязательно совпадает с точкой зрения Фонда. Медиапартнером проекта выступает Международный центр журналистики MediaNet.
Фото: kazlenta.kz.