Почему актер и режиссер сегодня на стороне тех, кто призывает к радикальным мерам оздоровления общества, вплоть до возвращения смертной казни
На снимке: Досхан Жолжаксынов в роли Кунанбая Оскенбаева, отца Абая.
Популярный артист театра и кино, а с некоторых пор и режиссер Досхан ЖОЛЖАКСЫНОВ является горячим сторонником радикальных мер (вплоть до смертной казни) в отношении тех, кто попирает общественную мораль. Свою точку зрения он обосновал в картине «Кунанбай», отобранной в основную конкурсную программу XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК).
«Я кожей чувствовал своего героя»
Так же, как и в «Биржан-сале», своей первой режиссерской работе, главного героя в «Кунанбае» Досхан Жолжаксынов сыграл сам.
- На роль Кунанбая я даже никого и не пробовал, - признается он. - Думал о Тунгышбае ЖАМАНКУЛОВЕ, примерял этот образ на Айдоса БЕКТЕМИРОВА (в конце концов, он сыграл Барака, старшего султана Аягузского округа)… Но чтобы настроить любого актера на внутреннее состояние героя, с ним надо долго и кропотливо работать, а отпущенные деньги и, главное, натура (основные события происходят весной) уходят. Это ведь не театр, где режиссер может работать от месяца до года над одной только мизансценой. А я кожей чувствовал своего героя, наши взгляды с ним где-то совпадали. Так почему было не сыграть его самому?
Кунанбай ОСКЕНБАЕВ предстает перед зрителем человеком, чуть перешагнувшим полувековой рубеж. Он уже сделал карьеру – стал старшим султаном Каркаралинского уезда, у него подрастают сыновья. Народ своего ага-султана не очень любит (многих он не устраивал какой-то своей «прямоугольностью»), но к нему прислушиваются, его мнение часто бывает решающим в споре. Словом, в прочтении Досхана Жолжаксынова Кунанбай – государственник, который пытался в рамках одного казахского рода построить отдельно взятое государство со своими конституцией и законами. Проводя эту идею, он действует жестко и порой даже жестоко, что наглядно продемонстрировано в эпизоде, где речь идет о сожительстве свекра и невестки. Этих двоих побудили к этому суровые реалии жизни. У Кодара умирает, не оставив после себя потомства, единственный сын, а Камка, сноха, отказывается возвращаться в родительский дом. И вот однажды они посмотрели друг на друга вовсе не взглядом отца и дочери…
Кунанбай, услышав об этом, посылает верных людей на разведку. Те, вернувшись, клянутся на Коране, что святотатство имеет место быть. Ага-султан, чтобы решить судьбу нарушителей вековых традиций демократическим путем, ставит вопрос на голосование советом биев. Те заявляют, что такое в их практике происходит впервые. Мудрая Зере, мать Кунанбая, предостерегает сына: «Мы все ходим под Богом. Смотри, как бы не пролилась безвинная кровь. Всё должно быть по закону». И тогда ага-султан вызывает из Семипалатинска главного имама волости, знатока шариата. Всё в итоге решает голосование: Кодара и Камку приговаривают к повешению, чтобы другим неповадно было.
Когда Кунанбая арестуют и посадят в Омскую тюрьму за то, что он единолично покарал, как считают власти, невинных, он не отказывается от своей позиции. Во-первых, суд биев, принимая решение о смертной казни, руководствовался законами шариата, по которым много лет жила степь. Во-вторых, считает он, народ теряет почву под ногами, когда попираются основы вековой нравственности. Этот момент, собственно говоря, больше не о том времени, когда жил Кунанбай, а о сегодняшнем дне.
Почему Абай не сделал ас по отцу?
К сожалению, считает Досхан Жолжаксынов, законы, призванные встать на защиту морали, у нас очень мягкие.
- Живи я в то время, тоже был бы среди тех, кто голосовал за это, - не боится он вызвать на себя гнев сторонников моратория на смертную казнь. - Сегодня столько негативного происходит вокруг (матери продают детей, отцы покушаются на честь дочерей), что самому впору повеситься, слыша такую информацию. После просмотра этого фильма многие зрители наверняка скажут, что обществу нужен Кунанбай.
Кстати, до того, как Досхан Жолжаксынов снял свою картину, бытовало мнение, что история с наказанием Кодара и Камки - выдуманная.
- Но мы нашли поэму «Кодар» Шакарима, - сообщил режиссер. - Там есть строки о том, что, когда тела согрешивших свекра и невестки сняли с верблюда, через горб которого их подвергли повешению, то могучий Кодар пришел в себя. Но пощады нет: со связанными руками и ногами его сбрасывают вниз с высокой скалы, а после закидывают камнями.
Одну из жен ага-султана Кунанабая Оскенбаева - токал Улжан - сыграла жена режиссера Карагоз СУЛЕЙМЕНОВА. Роль, как утверждает супруг, она получила по-честному, пройдя серьезный кастинг. С исполнителями других ролей было сложнее.
- Я долго искал мальчика на роль Абая (в фильме ему всего 12 лет), но труднее всего было найти актрису на роль Зере. Уже надо выезжать на съемки, а Зере нет. Помог мой друг - Аскарбек СЕИЛХАНОВ. Через него мы вышли на замечательную актрису Нурсифат САЛЫКОВУ, актрису Таразского областного драматического театра. Знание народной культуры помогло ей без труда перевоплотиться в Зере, умнейшую женщину своего времени. Это в ней надо искать истоки того, откуда взялся талантливый управленец Кунанбай Оскенбаев и гениальный Абай Кунанбаев, ее любимый внук.
Фильм снимался на родине Кунанбая - в ауле Чингистай ВКО.
- Мне была дорога аура этих мест и участие местных жителей в массовке. Старики, охотно соглашаясь на нее, говорили, что приходят из-за аруаха Кунанбая. По их глазам я видел, что эти люди искренни. Массовка блестяще справилась с задачей в эпизоде, где Кунабай дает ас – поминальный обед - по отцу Оскенбаю. А вот Абай, кстати, не справлял ас по отцу. Почему? История, как говорится, умалчивает об этом. У местных аксакалов версии разные. Одна из них - Абай будто бы не успел при жизни (а она у него, как мы знаем, была не очень длинной) понять и принять позицию отца. Другой ответ более философский: поэт смерть воспринимал как неизбежную данность, а потому ничего сверхъестественного в этом не видел. За него это сделали мы. Прах Кунабая покоится в 70 километрах от Семея, в местечке Акшокы. Перед тем, как приступить к съемкам, мы, зарезав кобылу и поставив несколько юрт, собрали на ас всех, кто имеет отношение к Кунанбаю, Абаю и Шакариму.
90-минутную полнометражную игровую картину Досхан Жолжаксынов снял за месяц и 18 дней. Столь рекордно короткий срок (на клип и то иной раз уходит больше времени) он объясняет тем, что съемочная группа работала по четкому, поминутно расписанному графику, которому актер, а теперь и кинорежиссер научился, снимаясь в казахстанско-американском проекте «Кочевник». Заранее составленный план не смог поломать даже природный катаклизм. Однажды перед съемками начался штормовой ветер, поднявший уже расставленные юрты в воздух. Их потом пришлось собирать в радиусе трех километров.
Объясняя, почему он решил взяться за картину об отце Абая, режиссер заявил, что он (Кунанбай) - новый и достойный внимания зрителя герой.
- Возможно, даже немного запоздалый. Но именно Кунанбай - носитель национальной идеи, - считает он. - Большинство о нем знает только то, что он – отец великого Абая, про которого, если разобраться, большинство тоже знает не очень много. Я убежден, что идеология должна начинаться со своего кино. Мы ведь разбаловали юных зрителей картинами с обилием спецэффектов. Фильмы, где рассказывается о человеческой душе, их пугают и не привлекают.