Должник и коллектор: как выстроить конструктивный диалог

1202 просмотров
0
FinGramota
Воскресенье, 12 Мая 2024, 15:00

Xто делать, если с вами связались коллекторы

Коллекторское агентство – организация, специализирующаяся на взыскании задолженности с физических и юридических лиц. Банки и микрофинансовые организации привлекают коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности или могут продать им право требования по просроченному кредиту. 

Читайте также
"Страховые помогайки": почему им лучше не доверять свои деньги

Осуществлять коллекторскую деятельность можно только после прохождения учетной регистрации в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка. Компания должна быть включена в реестр коллекторских агентств, проверить это можно на сайте регулятора www.gov.kz в разделе "Финансовые рынки".

Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом РК "О коллекторской деятельности", другими подзаконными нормативными правовыми актами и осуществляется на основании договора о взыскании задолженности, заключенного с кредитором. Все законодательные поправки Агентства в отношении деятельности коллекторских агентств направлены, прежде всего, на цивилизованное выстраивание отношений между должником и коллектором и защищают права и интересы потребителей финансовых услуг.

Работая с заемщиком, коллектор должен соблюдать правила взаимодействия: при каждом контакте представляться, сообщать наименование коллекторского агентства и кредитора, сумму и структуру задолженности, а также последствия невыполнения обязательств. При этом у коллектора отсутствует право блокировать банковский счет, производить опись и арест имущества должника, реализовывать продажу данного имущества в рамках исполнительного производства. Это компетенция частных судебных исполнителей.

Что запрещено делать коллекторам?

Чтобы не нарушать черту закона, коллекторы не имеют права:

- распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц;

Читайте также
Добровольный отказ от кредитов: алгоритм действий

- совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда;

- оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника, его представителя, третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающего должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита;

- вводить лицо, с которым взаимодействует коллекторское агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности;

- принимать деньги (в наличной или безналичной форме), а также иное имущество в счет погашения задолженности, за исключением случаев, когда коллекторское агентство является кредитором;

- требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег, за исключением случаев, когда коллекторское агентство является кредитором;

- разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан.

Почему должнику не стоит скрываться от коллекторов?

Читайте также
Основные нюансы при оформлении и закрытии потребительских кредитов

Заемщик становится должником, если нарушает условия договора банковского займа, договора о предоставлении микрокредита и допускает просрочку платежа, даже в один день.

Должник имеет право получить от кредитора сведения о коллекторском агентстве, осуществляющем досудебное взыскание и урегулирование задолженности, полностью или частично оспорить требования коллекторского агентства, в том числе обратиться в суд. Тем не менее заемщику, имеющему просрочку по кредиту, лучше не избегать общения с взыскателем долгов, а наоборот - вести диалог с ним.

Стоит помнить, что после первой просрочки у заемщика еще есть возможность все исправить: в течение 20 дней с момента выхода заемщика на просрочку банки и микрофинансовые организации должны уведомить его о наличии просрочки, необходимости ее погашения и праве заемщика подать заявление на реструктуризацию займа. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. Если со стороны заемщика не были приняты соответствующие меры по погашению просрочки или не было подано заявление на реструктуризацию займа, финансовая организация может передать долг для взыскания коллектору.

Во время досудебных переговоров заемщику предоставляется возможность урегулировать задолженность и предложить свои порядок и сроки возврата задолженности. Для этого в течение 30 дней со дня его уведомления коллекторским агентством стоит обратиться к взыскателям долгов с письменным заявлением об изменении условий договора.

Читайте также
"Помогу урегулировать задолженность с банком и МФО": не доверяйте недобросовестным посредникам

В заявлении необходимо раскрыть причины возникновения задолженности, предоставить достоверную информацию о текущем финансовом и социальном состоянии, месте жительства и наличии имущества. Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления направляет его кредитору, который рассматривает документ в течение 15 дней и дает свой письменный ответ – согласен ли он с предложениями или нет. Это решение кредитора коллекторское агентство обязано передать должнику в течение 10 дней после получения.

В случае нарушения коллекторским агентством правил взаимодействия или применения недобросовестных действий со стороны коллектора, заемщик вправе обратиться с жалобой в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, которое проведет проверку на соблюдение организацией законодательства. Если со стороны коллектора были зафиксированы факты давления, запугивания и оскорблений, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.

Для решения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами граждане могут оставить заявку на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана https://stop-collector.kz/, связаться по номеру телефона: +77075730000, или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру: +77765083300.

Источник: fingramota.kz

Фото: из открытых источников.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента