Омбудсмен Шакиров: К обсуждению перехода школ на пятидневку надо привлечь общественность
В среду, 13 апреля, уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар ШАКИРОВ направил главе Министерства образования и науки РК Ерлану САГАДИЕВУ открытое письмо. Омбудсмен обеспокоен закрытостью министерства и недоработками во внедрении нового формата обучения.
Во-первых, Шакиров говорит о перегруженности школьной программы и о том, что некоторые предметы следует из нее исключить. По его мнению, пятидневная учебная неделя должна облегчить жизнь школьников: «Такая реформа не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы». В нашем же случае из-за внедрения пятидневки ученикам сократят летние каникулы.
Во-вторых, по мнению омбудсмена, общество вправе сомневаться в эффективности работы министерства. Речь идет об анализе системы нового учебного формата, который МОН РК должен провести перед реализацией пятидневной формы обучения.
«К сожалению, Министерством не была озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится», - пишет Шакиров.
И в-третьих, омбудсмен считает, что важно услышать мнение самих детей: «Согласно Конвенции о правах ребенка, дети имеют право свободно выражать мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим их. Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно».
В конце письма Аскар Шакиров подытожил, что недоработки в переходе на пятидневку в дальнейшем могут стать «препятствием для достижения намеченных целей». Речь идет о реализации 76-го шага Плана нации - обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.
За подробным комментарием, чего же опасается омбудсмен, мы обратились в учреждение Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. Пресс-секретарь уполномоченного по правам человека Рустам КЫПШАКБАЕВ ответил:
- Почему молчит омбудсмен по правам ребенка (Загипа БАЛИЕВА - М. К.), мы не можем объяснить. Они работают отдельно от нас. Мы взялись за это, потому что дети - тоже люди. У всех есть право на образование. И именно с правозащитной точки зрения, пятидневка улучшает условия для реализации права детей на образование, потому что ее цель - разгрузить детей. Увеличение нагрузки на детей может привести к проблемам в ходе реформы образования.
- Вы считаете, что получилось наоборот - дети будут еще больше загружены?
- Мы призываем министерство рассмотреть этот вопрос. К его обсуждению надо привлечь общественность, гражданские институты. В целом такой формат школьного обучения - действительно положительная мера. Мы не говорим, что МОН не проводил никакого анализа. Но если анализ действительно проводился, министерство с обществом этой информацией не поделилось. Ничего не огласило, не проводило консультаций, не разговаривало. Важно, чтобы в основе перехода на новый формат лежали мнения специалистов. В обществе реакция есть. Высказываются разные мнения. Мы не хотим поддерживать ни ту, ни другую сторону. Мы просто призываем министерство к обстоятельному изучению вопроса. Чтобы не было недоговорок со стороны уполномоченного органа, лучше публиковать результаты разработки вопроса. Конечно, мнение самих школьников тоже должно быть выслушано. В соответствии со статьями 12, 13 Конвенции о правах ребенка, дети с учетом их возраста имеют право участвовать в обсуждении вопросов, которые их касаются.