
Узбекистанцам рекомендовали не заказывать товары с китайской платформы или оформить возврат средств
В Узбекистане обсуждают, как остановить напор Temu — китайского маркетплейса, который набирает популярность в регионе. С 4 марта 2025 года Национальное агентство перспективных проектов (НАПП) попросило граждан не делать заказы на этой платформе и, если они уже оформлены, оформить возврат денежных средств.
"Использование иностранных платформ электронной торговли, в частности платформы "Temu", будет ограничено начиная с 20 марта 2025 года в установленном порядке", — говорится в сообщении.
НАПП еще в конце февраля сообщило о возможной блокировке Temu. Начальник управления электронной коммерции Камронбек МУХАММАДИЕВ отметил, что платформа агрессивно выходит на новые рынки, но не соблюдает местные законы. Китайские маркетплейсы не платят налоги и таможенные сборы, а деньги просто уходят за границу. Так, в 2024 году через Temu из страны вывели более $10 млн.
Мобильное приложение Temu с конца прошлого года входит в топ наиболее популярных приложений в Узбекистане. Например, китайский маркетплейс занимает второе место в магазине App Store, а также возглавляет список в Google Play.
Но, как говорится, долго кататься на чужих деньгах не получится, и в Узбекистане решили действовать. С 1 июля 2025 года в стране вступят в силу новые требования, обязывающие международные маркетплейсы зарегистрироваться в специальном реестре и пройти процедуру "приземления", то есть создать юридическое лицо в Узбекистане.
Казахстану же еще предстоит принять решение, как регулировать деятельность таких платформ. Страна пока не приняла аналогичных мер, но такие инициативы уже обсуждаются. Депутат Азат ПЕРУАШЕВ, например, предложил ввести новые правила для иностранных онлайн-магазинов, таких как Temu, чтобы создать равные условия для казахстанских предпринимателей и защитить бюджет страны. Он считает, что без регулирования международные платформы обходят налоги, благодаря беспошлинному ввозу товаров до 200 евро, что приводит к значительным потерям для казахстанского бюджета и ставит местных бизнесменов в невыгодные условия.
В 2023 году объем поставок через эти платформы в Казахстан составил 505 миллиардов тенге, но в бюджет поступило всего 24 миллиарда — это лишь 4,8% от оборота. Это свидетельствует о полном отсутствии таможенных пошлин и уплате НДС, который в 2,5 раза ниже, чем у казахстанских предпринимателей. Перуашев отметил, что казахстанские бизнесмены работают с налоговой нагрузкой до 16,3%, а иногда — до 62%, в то время как зарубежные онлайн-платформы фактически обходят налоги, создавая неравные условия и вытесняя местный бизнес с рынка.
Перуашев оценил, что в 2023 году бюджет страны недополучил более 60 миллиардов тенге из-за неуплаты НДС иностранными компаниями. Если такая ситуация сохранится, потери могут составить до 250 миллиардов тенге к 2024 году, а к 2029 году половина всех онлайн-покупок в Казахстане будет совершаться через иностранные маркетплейсы, что приведет к сокращению доли казахстанских производителей и падению доходов бюджета.
Однако, если Казахстан последует примеру Узбекистана и внедрит новые правила для международных онлайн-платформ, это создаст равные условия для всех участников рынка. Местные предприниматели смогут работать на рынке без страха быть вытесненными крупными международными игроками, а также смогут рассчитывать на честную конкуренцию.
Фото: SOPA Images/LightRocket via Getty Images.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!