Что нам делать с Кашаганом?

11740 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 25 Фев 2015, 08:00

Возможно, авария на трубопроводах осенью 2013 года сослужила Казахстану добрую службу

Не дожидаясь обнародования результатов расследования причин аварии на трубопроводах, ведущих с морского месторождения Кашаган на перерабатывающий завод на суше, которая произошла осенью 2013 года и привела к очередной отсрочке начала добычи, оператор Северо-Каспийского консорциума провел тендер и фактически начал работы по замене 200 километров аварийных труб. Причем доверил это дело тому же подрядчику, что в свое время строил трубопровод, растрескавшийся в процессе эксплуатации.

Ситуация весьма странная и может означать лишь одно: на самом деле причины аварии уже известны, но по каким-то причинам правительство решило пока не предавать их огласке. Как говорится, меньше знает народ – лучше спит. В данном случае в качестве колыбельной для народа чиновники повторяют мантру о том, что, дескать, эта авария большого ущерба Казахстану не нанесла, следовательно, и назначать виновных за нее резону нет. Это полностью ответственность подрядчика и его коммерческие убытки. А кроме того, согласно Соглашению о разделе продукции, все затраты, понесенные на замену трубопроводов (а это ни много ни мало – 1,8 миллиардов долларов), возмещаться консорциуму добытой нефтью впоследствии не будут. При этом умалчивая о том, что национальная компания «КазМунайГаз», владеющая 16,877% акций в консорциуме, должна будет, таким образом, самостоятельно профинансировать свою долю в восстановительных работах. Сумму желающие могут высчитать сами.

Согласно первоначальному Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию, подписанному осенью 1997 года, промышленная разработка месторождения Кашаган должна была начаться еще в 2005 году. Этот срок оказался нереальным, и по договоренности между Казахстаном и участниками консорциума начало разработки было перенесено на 2008 год. Однако в середине 2007 года оператор консорциума – компания Agip KCO – уведомила правительство о переносе срока начала коммерческой добычи на месторождении на второе полугодие 2010 года и о почти трехкратном увеличении возмещаемых затрат по проекту – с 57 миллиардов долларов до 136 миллиардов. Потом был еще один перенос сроков – на 2013 год. И вот теперь, после аварии на трубопроводах, наиболее вероятной датой называется начало 2017 года.

Однако, несмотря на то, что каждый очередной год отсрочки – это недополученные Национальным фондом и государственным бюджетом налоговые отчисления, это не добытые миллионы тонн нефти, замедление темпов роста ВВП и прочие «прелести», упорно не покидает мысль, что, возможно, растрескивание трубопроводов осенью 2013 года сослужило Казахстану в какой-то степени добрую службу. Если весь 2014 год мировая цена на «черное золото» зашкаливала за 100 долларов за баррель, то сейчас, когда она плавает в диапазоне от 55 до 65 долларов, вместо богатства и процветания Кашаган мог бы принести Казахстану одни убытки.

Дело в том, что глубокое залегание нефти, аномально высокое давление в пластах и наличие огромного количества сероводорода делают добычу на этом морском месторождении чрезвычайно затратной. Председатель нацкомпании «КазМунайГаз» Сауат МЫНБАЕВ заявил, что проект может стать прибыльным лишь при мировой цене не ниже 100 долларов за баррель нефти: «Действительно, непростой проект, капиталоемкий, предел окупаемости достаточно высокий. Насколько я понимаю, это может быть в районе 100 долларов за баррель, – сказал он, выступая перед журналистами. – Понятно, в долгосрочном периоде это приемлемо для подрядных компаний, поскольку по таким гигантским месторождениям они рассматривают перспективу не только до 2041 года (формальный срок контракта), но и, как минимум, лет 50 добыча дальше будет происходить».

​Получается, что работай Кашаган сегодня в полную силу, выручка от продажи добытой там нефти не покрывала бы даже себестоимость добычи. Мы не можем сейчас  оперировать более точными цифрами, так как контракт Казахстана с консорциумом инвесторов имеет гриф секретности, однако российские эксперты, анализировавшие его текст, говорят, что при существовавших ценах на нефть окупаемость проекта предполагалась в течение 15 лет с момента начала добычи. За этот срок инвесторы должны были окупить понесенные затраты, после чего львиная доля доходов от добытой нефти распределялась бы в пользу Казахстана. Понятно, что в нынешних условиях низких цен все эти расчеты летят в тартарары. И когда Кашаган в итоге выйдет на точку безубыточности – не скажет сегодня, пожалуй, никто. Так что пусть он пока будет законсервированным – до лучших времен.

?> ?>
Журналист, фрилансер
Жай адам тұрмақ бас имам ішіп кеткен соң... түсінікті шығар, иә?
Как нам вылечиться от синдрома Назарбаева
От посадки экс-министра юстиции Марата Бекетаева вряд ли что изменится
Почему подчинённые акима Алматы Досаева так боятся вопросов Ratel.kz о земле в Наурызбайском районе
И скрывают от общественности суммы сделок по продаже земельных участков
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Какая связь между арестами в Мангыстау и убийством 20-летней давности
Региональные элиты Мангыстау считают совершенно справедливым претендовать на часть доходов от добываемой здесь нефти
Преобразования Петра I: закованное развитие
Он не просто сдерживал развитие, а отбросил Россию далеко назад
Не суди по одёжке, или Секреты потёртых джинсов
О чём надо помнить в Америке
Неудобный Ионов: губернатор Семиречья, захвативший Памир и утерянный в Алма-Ате
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Исторический weekend. Где, где… В Караганде!
Неожиданная романтика шахтерского города
Айтенов: Я жену не бил, она дубасила меня и хлестала
Брат экс-акима Шымкента утверждает на суде, что пришел на выселение супруги с детьми из их дома, чтобы выполнить родительский долг
Конфискованный Bentley экс-вице-министра Токтабаева оказался никому не нужен
Его не стали брать на баланс силовики, желающих купить с торгов тоже не нашлось
Семья молодых супругов, которых задавил пьяный полицейский, не прощает его
Трагедия произошла в 100 метрах от фельдшерского пункта. Тела погибших лежали на обочине, пока их не нашёл случайный прохожий
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Что за дикари разрушают петроглифы ради щебня и цемента
Вмешаться должен уже сам президент
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.