Вот уже почти девять лет автодорога Нур-Султан – Павлодар своими неожиданными сюрпризами шокирует чиновников и проектировщиков
В павлодарский областной филиал АО "НК "ҚазАвтоЖол", палату предпринимателей и к журналистам обратились возмущенные водители большегрузов из Экибастуза, которым приходится платить за проезд по автобану в два раза больше, чем было заявлено. Оплату на этой дороге не могли внедрить почти год, очень много думали, как бы это сделать получше, в результате получилось, как всегда.
Напомним, сначала руководитель областного филиала АО "НК "ҚазАвтоЖол" Акылбек КАБЫЛДИН сообщил, что автобан станет платным с 1 апреля этого года. Затем 26 апреля он сообщил Ratel.kz:
- 1 апреля дорога не стала платной, потому что только сегодня акт ввода будет по аркам контроля. Это арки, на которых размещены камеры и сканеры, считывающие номера машин. По всей трассе за счет инвесторов установили восемь таких арок. Плату начнем взимать в первой декаде мая.
Подозреваю, что в глубине души Асылбек Кабылдин этот автобан Нур-Султан – Павлодар уже должен ненавидеть. Ни в первой декаде мая, ни 1 июня, ни 1 октября, ни 1 ноября, ни 15 ноября запустить платную систему почему-то не удалось. Автобан стал платным с 23 ноября. А уже 9 декабря около полусотни водителей большегрузов из Экибастуза заявили, что вместо заявленных 5–25 тенге за километр они с машины платят 40. А Экибастуз – это же кирпич и уголь. За 20 рейсов в месяц из Павлодара в город угольщиков выходит 160 тысяч тенге с машины.
А все потому, что оплата взимается не за каждый километр, а за каждую зону между двумя арками, цена за проезд по которым четко регламентирована. На автодороге Павлодар – Нур-Султан установлено восемь арок.
- Поселок Ленинский проезжает машина – списываются полторы тысячи вперед до Калкаманской арки, - терпеливо рассказывает Асылбек Кабылдин. - Калкаман проезжает – списываются тысяча сто тенге до экибастузской арки. Экибастузская расположена, не доезжая двух километров до Экибастуза, попасть в город горняков, минуя ее, невозможно. Следующая арка стоит на границе с Акмолинской областью в районе поселка Оленты, проезд по этой зоне тарифицируется для большегрузовв 1400 тенге. То есть после проезда экибастузской арки списывались деньги до Оленты, расположенного в 120 километрах, хотя машины проезжали только два из них. После жалобы водителей я написал письмо в департамент платных дорог центрального аппарата "ҚазАвтоЖол", теперь временно сделали так – если ты проезжаешь экибастузскую арку, деньги до Оленты не списываются, а списываются, только когда ты Оленты проедешь. Но если машины проезжают калкаманскую арку и поворачивают на бесплатную дорогу областного значения на Аксу, то все равно оплачивают проезд по зоне до Экибастуза. Водители хотят, чтобы у них четко по километражу выходило, но тогда мы должны возле каждого населенного пункта ставить арку. Между Нур-Султаном и Павлодаром вместо восьми тогда должно стоять 80 арок, а они стоят 48 миллионов каждая.
И вот так этот автобан ведет себя постоянно, что ни год выкидывая все новые сюрпризы. Наверное, это порча. Напомним, решение о реконструкции 900-километровой трассы, соединяющей столицу с Павлодаром и Усть-Каменогорском, было принято 23 января 2013 года. До конца 2016 года автотрасса Астана-Павлодар должна была стать платным автобаном категории 1А с цементно–бетонным покрытием, рассчитанным на 13 тонн веса на ось, с шириной проезжей части 15 метров, шестиметровой разделительной полосой, обочиной в два с половиной метра и разрешенной скоростью 140 километров в час. Откуда чиновникам было знать, что когда тендер по реконструкции трех крупных участков дороги на 47,3 миллиарда тенге выигрывает фирма, у которой нет ни людей, ни техники, то построить она ничего не сможет. Иранское АОЗТ "Дена Рахсаз Контракшн" в 2014 году просто сняло дорожное покрытие на всем протяжении и три года ничего больше не делало, из-за чего дорога пришла в полную негодность. В итоге вместо 2016 года дорогу более-менее достроили только летом этого.
До этого, в марте этого года, АО "НК "КазАвтоЖол", объяснил Ratel,kz, почему, проектируя автобан, никто не думал, что на севере Казахстана зимой регулярно идет снег, дует ветер. И что отбойники посреди трассы сработают как снегоуловители и трассу регулярно будет заметать сугробами. "К сожалению, при разработке проекта не представляется возможным полностью спрогнозировать и учесть все погодно-климатические условия и явления, которые носят переменный характер (атмосферные осадки, сила ветра, его направление и др.). Например, в этом году в центральных регионах зимой пошел дождь, и имело место резкое похолодание, в результате чего на дорогах образовался гололед", - сказано в официальном ответе нацкомпании.
До этого, сразу после прокладки первых участков автобана "Центр – Восток", сюрпризом для властей стал жуткий гололед, который делал автобан зимой опасным для жизни. О том, что с незапланированным катком нужно что-то делать, периодически заявляли чиновники, депутаты и партийцы из Nur Otan, но вдруг неожиданно выяснилось, что соль на бетонку сыпать нельзя, а специальные эмульсии обойдутся в миллиард тенге, о которых, когда придумали строить, не подумали.
- Песко-соляную смесь на бетонку сыпать вообще противопоказано, она разрушает свойства бетона, - рассказывал мне в 2017 году прежний руководитель ГУ "Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области" Ермурат НУРХАНОВ. - Грейдерами пробовали – не отдирается лед. Есть специальные реагенты, но они очень дорого стоят. Ориентировочно за сезон этих реагентов на нашу бетонку нужно больше, чем на миллиард тенге. Так что будем думать дальше.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!