Долгострой обещают сделать платным с мая, таксисты заявили, что в таком случае готовы его перекрыть, так как ездят по рытвинам
В выбоинах неподалеку от карагандинского моста в направлении Павлодар – Нур-Султан (на снимке) водители пробивают себе баллоны. У щидертинского моста и напротив Торткудука машины слетают в кювет.
Такая она, наша новая автомагистраль, аналогов которой, как говорили, нет в мире.
Напомним, решение о реконструкции 900-километровой трассы, соединяющей столицу с Павлодаром и Усть-Каменогорском, было принято 23 января 2013 года. До конца 2016 года автотрасса Астана-Павлодар должна была стать платным автобаном категории 1А с цементно–бетонным покрытием, рассчитанным на 13 тонн веса на ось, с шириной проезжей части 15 метров, шестиметровой разделительной полосой, обочиной в два с половиной метра и разрешенной скоростью 140 километров в час.
В мае 2019 года Роман СКЛЯР, бывший в ту пору министром индустрии и инфраструктурного развития, посмотрел на автобан в районе поселка Щидерты и сказал:
- Пришёл третий подрядчик, четвертый, в 2017 году тендер дважды проводился, год потеряли. Давайте сроки конкретные. Сегодня я ставлю вам задачу - максимум три месяца. Если скорректируете их до двух с половиной, пожалуйста - не возбраняется. Но так не пойдёт. Не потому, что я из Павлодара, мне стыдно перед людьми реально.
Дорожники ему ответили, что, конечно, приложат "все усилия закончить раньше", мол, до первого сентября все работы по дорожному покрытию будут завершены. До 1 сентября какого года, они не уточнили. На пресс-конференции в мае этого года руководитель областного филиала АО "НК "ҚазАвтоЖол" Акылбек КАБЫЛДИН сообщил, что с 1 апреля автобан станет платным. Не весь – без участка в 24 километра "Астана - Ерейментау - Шидерты" км 235-259, который подрядчик - ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары", видимо, не осилит никогда. Договор между заказчиком АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" и подрядчиком ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары" был заключен 23 августа 2017 года. Сроком окончания работ значился декабрь 2018 года. Общая сумма договора – почти девять миллиардов тенге.
- 1 апреля дорога не стала платной, потому что только сегодня (26 апреля – О. В.) акт ввода будет по аркам контроля, – сообщил Ratel.kz Акылбек Кабылдин. - Это арки, на которых размещены камеры и сканеры, считывающие номера машин. По всей трассе за счет инвесторов установили восемь таких арок. Плату начнем взимать в первой декаде мая. Кроме участка в 24 километра, где подрядчик "Ақмола Құрылыс Материалдары" все еще не закончил строительство. С этой компанией мы подписали допсоглашение на продление работ с условием, что в этом году она их закончит, пока результатов не видим. Думаем сейчас с ней судиться и расторгнуть договор.
Добавим, что с 2014 года реконструкцией этих несчастных 24 километров занималось печально известное иранское АОЗТ "Дена Рахсаз Контракшн", выигравшее тендер по реконструкции трех крупных участков дороги на 47,3 миллиарда тенге. Оно просто сняло дорожное покрытие на всем протяжении и три года ничего больше не делало, из-за чего дорога пришла в полную негодность. В следственные органы заявления на эту фирму писались с 2015 года. Тогда работники 13 субподрядных организаций, нанятых иранцами, обратились в "КазАвтоЖол" с жалобой, что подрядчик с ними не рассчитывается. Оказалось, что иранцы написали письмо в нацкомпанию с просьбой дать разрешение на заключение договора с субподрядной организацией - ТОО "Өрқайнды". ТОО "Өрқайнды" уже без всяких разрешений заключила договоры с субподрядчиками. Субсубчик - ТОО "Иртыш Восток строй" заключил договор еще с четырьмя субсубсубчиками. И так далее.
В конце 2016 года с иранской фирмой уже собрались было расторгнуть контракт, но затем передумали якобы по политическим мотивам - из-за намеченной встречи президентов Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА Ирана Хасана РОУХАНИ в Астане.
Давайте теперь посмотрим, что за компании в 2017 году достался тендер на строительство щидертинского участка вслед за иранцами. Решением специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 16 мая 2016 года в отношении ТОО "Ақмола Құрылыс Материалдары" применена процедура реабилитации. Но и через три года после этого финансовое положение компании не улучшилось. Как сказано в одном из решений гражданского суда, а их у компании с 2016 года было 232, "ТОО "АКМ" представлены доказательства о финансовых затруднениях. Данное обстоятельство подтверждается протоколами об итогах проведенных конкурсов, в которых принимало участие ТОО, но не стало победителем. Письмом Филиала "Китайская Компания по строительству и развитию Синьсин" от 30 марта 2019 года о завершении намерения сотрудничества с ТОО "АКМ". Письмом АО "КазАвтоЖол" № 03/13-10-579-И от 14 марта 2019 года об истребовании гарантии ТОО "АКМ".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.