Экс-руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области уменьшил длину дороги
В сентябре 2019 года акимат Актюбинской области провёл открытый конкурс государственных закупок по ремонту автомобильной дороги "Кобда-Мартук". Победителем конкурса стало ТОО "Базис-К", с ним и заключили договор на 649 миллионов 554 тысяч 835 тенге.
Стоимость ремонта дороги рассчитывали специалисты управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области УНБАЕВА и АСПЕНОВ. В результате расчётов этих спецов цена ремонта оказалась занижена примерно на 150 миллионов тенге. В смете были заложены транспортные расходы на 51 км, тогда как расстояние от объекта строительства до Белогорского щебёночного карьера, где брали щебень для дороги, было 150 км. Кроме этого, специалисты не учли - сколько надо будет асфальта на дорогу и инертных материалов. Также неправильно был определен вид ремонта дороги, вместо капитального - средний.
Неправильно составленная смета перед объявлением конкурса о государственных закупках проходила экспертизу на соответствие в Комитете автомобильных дорог министерства по инвестициям и развитию и была утверждена Национальным центром автомобильных дорог, где специалисты должны были выявить неточности. В общем, когда ремонт дороги уже шёл полным ходом, в июне 2020 года, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог решило сократить протяжённость ремонтируемого участка на 4 километра - с 22 до 18. Кроме этого, потребовались другие работы, которые не были включены в смету. Это увеличило стоимость ремонта дороги на 123 миллиона 999 тысяч 111 тенге.
Причина первоначального занижения расходов на ремонт дороги, как выяснилось в суде, была в том, что смету рассчитывали по ценам 2017-2018 годов. По этой же смете эксперты в ходе следствия установили ущерб. При этом, как признались эксперты в суде, они не обратили внимание на то, что заказчик – областное управление пассажирского транспорта и автодорог - само согласилось с тем, что расчёт был неправильный, и само же увеличило стоимость работ. Новую цену заказчик после согласования заплатил подрядчику.
На момент сдачи объекта претензий к подрядчику не было. Однако потом, через два года, директора ТОО "ДосДанАй" Миржана ЕСЕНОВА и учредителя этой фирмы Мхитара МАНУКЯНА, которые предоставляли ТОО "Базис-К" в аренду технику для строительства дороги и поставляли стройматериалы, актюбинский департамент экономических расследований и областная прокурора обвинили в мошенничестве. Манукяну и Есенову предъявили, что они завышали свои транспортные расходы и присвоили себе 70 миллионов 401 тысячу 633,2 тенге. В суде оказалось, что представитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Актюбинской области ЖАРЫЛГАСИНОВА о том, что её управлению был причинён ущерб, ничего не знала. По обстоятельствам дела она ничего пояснить не могла.
После долгих разбирательств суд решил, что Манукян и Есенов – невиновны. Но потом областной суд отменил этот приговор и счёл Манукяна и Есенова виновными в мошенничестве, отправив их за решётку. Верховный суд этот приговор отменил. Дело пересмотрели снова и опять Манукяна и Есенова признали виновными в мошенничестве. Манукян получил 6 лет, а Есенов 5 лет. С них же взыскали ущерб государству в 70 миллионов 401 тысячу 633,2 тенге. Как решил суд, руководство и представители ТОО "Базис-К" фактически не осуществляли строительно-монтажные работы на объекте, только лишь заключили договор, т.е. всей рабочей и технической документацией от ТОО "Базис-К" занимались представители ТОО "ДосДанАй" - директор Есенов и учредитель Манукян.
Как сказано в приговоре, Манукян при пособничестве Есенова, с октября 2019 по ноябрь 2020 года непосредственно контролируя ход строительно-монтажных работ по ремонту дороги, составили незаконный протокол согласования между заказчиком - областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог и подрядчиком ТОО "Базис-К". Именно тогда, как сказано в приговоре, "у Ибрашова М.Е. возник преступный умысел, направленный на злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия". Из протокола согласования от 2020 года, утвержденного руководителем отдела автомобильных дорог Управления, также подписанного ведущим специалистом отдела автомобильных дорог Управления технадзором ТОО "СейсмоСтройЗащита" начальником участка Есеновым, следовало, что все работы, предусмотренные локальной сметой, исключены в полном объеме, т.е. 22 км дороги, а взамен добавлены работы на 18 км и другие работы, которые не были предусмотрены в первоначальной смете. Таким образом, протоколом согласования незаконно был уменьшен объём среднего ремонта автодороги на 4 км, не утверждена новая смета. А Манукян при пособничестве Есенова с октября 2019 по ноябрь 2020 года, зная, что некоторые работы согласно сметной документации по объекту не выполнены, составили 11 актов выполненных работ, куда заведомо включили фактически не выполненные работы на сумму 70 401 633,2 тенге.
Вина Ибрашова, как сказано в приговоре актюбинского горсуда номер 2, была в том, что он, зная, что работы ТОО "Базис-К" были выполнены не в полном объеме, дал указание руководителю отдела автомобильных дорог Нагиметову и ведущему специалисту отдела автомобильных дорог управления Елеусіз утвердить тот самый протокол согласования на уменьшение объёма среднего ремонта автомобильной дороги на 4 км.
"Ибрашов, являясь должностным лицом, в чьи функциональные обязанности входили общее руководство и координация деятельности управления, воздержание от любых коррупционных правонарушений, соблюдение Кодекса чести государственного служащего, а также являясь ответственным и уполномоченным управления, зная, что в представленных актах выполненных работ включены фактически невыполненные объемы и виды работ, действуя вопреки интересам службы (...) принял от лица государственного учреждения невыполненные по факту подрядчиком работы". Как сказано в приговоре, в случае изменения объемно-планировочных показателей, в данном случае сокращения объема работ с 22 км до 18 км, нормативно-правовыми актами в сфере государственного закупа предусмотрена обязательная процедура прохождения ведомственной экспертизы. Чего управление автодорог не сделало. Суд признал Ибрашова виновным по пункту 3 части 4 статьи 361 УК РК "Злоупотребление должностными полномочиями повлекшие тяжкие последствия" и приговорил к трем годам колонии.
Фото: газета "Диапазон".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!