У акима области, когда он заходит в аптеку, «прихватывает сердце»
* Гладко только на бумаге
* Аптекари раскрыли тайну
* Лучший лекарь – интернет
Почему актюбинские пациенты отказываются от жизненно необходимых лекарств и предпочитают искать помощи в Сети, а не в «скорой».
Гладко только на бумаге
В среду, 8 февраля, о проделанной в 2016 году работе отчитывались руководитель областного департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК Кайрат САБЫР и начальник облздрава Асет КАЛИЕВ.
Доклад Сабыр читал по бумажке - бодро и быстро. Все нуждающиеся в лекарственных препаратах жители области, судя по отчету, обеспечиваются ими точно в срок. Претензий нет, работа ведётся планомерно.
Особая гордость чиновника - подписанный между аптеками и властями меморандум, по которому аптеки и местные фармкомпании обязуются не поднимать цены на ряд жизненно важных лекарств.
Порой даже себе в убыток продавцы лекарств соглашение соблюдают и даже цены на медпрепараты снижают, скидки пенсионерам предоставляют, не скрывая воодушевления отметил Сабыр.
Чтобы донести очередную добрую новость, чиновник набрал в грудь воздух, но тут его остановил аким региона Бердыбек САПАРБАЕВ.
- Мы со вчерашнего дня проверили ряд аптек в Актобе, Хобде, Уиле, Шалкаре - нет там, в аптеках, ни на один процент снижения цен! Условия меморандума не соблюдаются. Почему вы врёте? – не разделяя радости докладчика, спросил он.
- Это единичные случаи, - уверенно ответил Сабыр.
- Кайрат, ты ни разу аптеки не посещаешь, а я посещаю. У тебя, наверное, своя аптека есть, куда только ты ходишь. Иногда после того как в аптеку зайду, у самого сердце болеть начинает от цен. В каждой аптеке должен номер телефона доверия быть, куда может любой покупатель недовольный ценами или обслуживанием позвонить и пожаловаться. Нету этих номеров, - заметил аким.
- Это я постоянно проверяю, - начал оправдывался руководитель департамента.
- Поэтому и номера телефона до сих пор нет? – продолжил портить благостную картину выступления Сапарбаев, а потом стал читать лежавший у него на столе отчёт.
- В райцентрах рост цен на некоторые виды лекарств за прошлый год составил 100 процентов. Людям приходится в Актобе за десятки и сотни километров за лекарствами ездить. Пока доедут сюда, умрут, не дай Бог, - сказал аким.
- Наша область на хорошем счету, - попытался возразить Сабыр, вновь уставившись в свои бумаги и подыскивая подходящую цифру.
- Я не слышал, чтобы люди аптеки хвалили, ни разу не слышал.<...> Ни разу с вашей стороны не было предложений по снижению цен на лекарства. Шесть аптек проверили: они подписали меморандум. Меморандум есть, а снижения цен нет, - поделился наблюдениями Сапарбаев.
Аптекари раскрыли тайну
- Настойка боярышника, зелёнка дорожают регулярно. Их-то у нас производят, их не из Америки везут ведь, копейки всё это стоит. И тут постоянный рост цен! - вместо одобрительных слов продолжил критику аким.
Жители области, по словам Сапарбаева, платят за лекарства, как если бы были олигархами.
- Я понимаю, что, по статистике, уровень жизни растет, но совесть надо иметь. Почему социальных аптек у нас в Актобе нет? - спросил Сапарбаев стоявшего у совсем потерявшего хорошее настроение чиновника.
Разведя руками, тот ответил как есть:
- Да у нас в Казахстане нет ни одной государственной аптеки, потому что сами люди просили, чтобы их в частные руки отдали. Типа рынок всё на свои места расставит. Вот, отдали, теперь тоже плохо.
После этих слов Сабыр стал убеждать собравшихся, что поднимать цены аптекам и фармкомпаниям невыгодно.
Ведь тогда они попросту разорятся и по миру пойдут. Поэтому невидимая рука рынка расставляет всё на свои места. И поэтому сейчас одинаково хорошо и больным актюбинцам, и аптекарям, которые им продают пилюли и микстуры, пусть порою и не дёшево, но по справедливой цене.
- Но, тем не менее, цены-то поднимают, себе во вред, получается, поднимают, - вслух недоумевал Сапарбаев.
За границей, поделился информацией аким, торговая наценка аптек на продаваемые лекарства 1-2 процента, а у нас - 10-15.
И тут же припомнил, что ни в одной аптеке не видел информации о подписанном меморандуме и скидках.
Присутствовавшие на собрании представители аптек на вопрос о коммерческих наценках ответили: это, мол, коммерческая тайна.
Правда, представитель одной из фармкомпаний чуть позже проговорилась. В меморандуме прописано, что нельзя поднимать цены на препараты одного, конкретного производителя. А если аптека покупает тот же препарат, но от другой фирмы, цену, получается, можно поднимать. Всё как бы без обмана.
Лучший лекарь – интернет
Начальник облздрава Асет Калиев, выступавший следом, тоже старался говорить быстро и по-деловому. С каждым годом больных в области становится всё меньше, а лечат их всё лучше. Больные лечением довольны, жалоб нет.
Он уже собрался покинуть трибуну, но тут к нему возникли вопросы.
Журналисты спросили главу облздрава, почему, к примеру, пациенты отказываются от жизненно необходимых лекарств, которые с такой заботой закупают для них за немалые бюджетные деньги чиновники.
По словам Калиева, дело вовсе не в низком качестве препаратов, а в…психологии самих больных.
- В соответствии с правилами, закуп на тендере осуществляется под международным непатентованным наименованием. Один и тот же закупаемый препарат может быть разных от разных производителей и под разными названиями. А поскольку больные привыкают к одному названию лекарства, то зачастую отказываются брать такое же, но под другим названием. И низкое качество лекарства, на которое нередко жалуются люди, тут ни причём, - заверил он.
На вопрос, в чём тогда причина роста количества больных в области, несмотря на такие почти международные методы и качество лечения, начальник облздрава ответил, не растерявшись - в отсутствии солидарной ответственности.
Во время лечения, отметил Калиев, больные должны разделять поровну с врачом ответственность за своё здоровье: соблюдать диету, вовремя принимать лекарства, заниматься оздоровительной физкультурой и, по возможности, свести к минимуму приём лекарств. Но нередко больные этого не делают. И портят облздраву всю статистику.
Но всё же медики стараются, отметил главный врач области. Вот в этом году станции «скорой помощи» дополнительные машины дали. И теперь бригады очень оперативно на вызовы приезжают.
Люди опять-таки за это благодарят. Комментируя его слова, журналист Ratel.kz рассказал, как его коллега недавно ждала полтора часа «скорую помощь». Пока бригада приехала, она справилась сама, найдя способ лечения в интернете. Так, к слову, сейчас поступают немало актюбинцев, устав ждать медиков. Порой время ожидания доходит и до двух с половиной часов.
- Это единичный случай, видимо так, но мы разберёмся, дадим ответ, - пообещал Калиев. И поторопился сесть на место.
Фото автора.