Их владельцы в ЮКО заявили, что находятся на грани выживания из-за решения правительства отпустить цены на бензин
* Страсти кипели
* Потеряли прозрачность
* Ниже розничной цены
* Автозаправщики подписали петицию
Страсти кипели
В ЮКО сложилась катастрофическая ситуация, сообщает Палата предпринимателей.
Владельцы АЗС в Южно-Казахстанской области заявили, что находятся на грани разорения из-за решения правительства страны отпустить цены на бензин в свободное плавание.
В пятницу, 20 января, в региональной Палате предпринимателей состоялось совещание за закрытыми дверями, где принимали участие представители МСБ и госорганов. Журналистам об этом стало известно только во вторник, 24 января. Непонятно, по какой причине встречу скрыли от СМИ, однако на совещании страсти кипели нешуточные.
Председатель Ассоциации «Жанар-Жагармай» по ЮКО Кайыпбек КАМБАРОВ (на снимке) заявил, что, если не вернуть госконтроль цен на нефтепродукты, то «крупные игроки топливного рынка попросту поглотят своих средних и мелких «сотоварищей». По его словам, это приведет к разорению около 300 торговцев ГСМ в области.
- Пока полностью не будет обеспечена потребность в нефтепродуктах по стране, отпускать цены на них, особенно дизтопливо и бензин АИ-92, который признан поистине «народным», было преждевременно. Регулирование цен на нефтепродукты необходимо, поскольку наша страна импортозависима, и около 30 % нефтепродуктов завозится извне, - заявил Кайыпбек Камбаров.
Потеряли прозрачность
При госрегулировании нефтепродукты поставлялись в регионы через операторов. Часть объемов передавалась крупным компаниям, так называемым ресурсодержателям, которые потом сбрасывали нефтепродукты в свободную продажу. У Минэнерго имелся четкий график поставок, пошаговый контроль реализации ГСМ до последнего получателя всей этой цепочки.
После отмены госрегулирования канули в лету прозрачность, доступность, учет и отчетность, контроль и мониторинг цен местными исполнительными органами за поставкой нефтепродуктов в каждый район, село и до каждой АЗС, говорят в Палате предпринимателей ЮКО.
Как следствие - цена на нефтепродукты поползла вверх и стала намного выше той, что была установлена Министерством.
- Мы хотим, чтоб было жесткое распределение через акиматы, поскольку сейчас нет прозрачности, нет гласности, кому сколько выделено, - возмутились участники южно-казахстанской Ассоциации «Жанар-Жагармай».
Ежегодно сокращается выделенное операторам количество нефтепродуктов и увеличиваются объемы для таких доминирующих на рынке игроков, как SinоОil, Гелиос, Казмунайгаз, которые потом отправляют их в свободную продажу. За два года этот объем увеличился с 13 процентов до 47. Именно из-за этого более трехсот автозаправочных станций ЮКО вынуждены приобретать нефтепродукты по высокой оптовой цене.
Ниже розничной цены
В связи с отпуском цен на нефтепродукты, на сегодняшний день ресурсодержатели оптом реализуют нефтепродукты субъектам среднего и малого предпринимательства по цене чуть ниже розничной.
К примеру, если бензин АИ-92 в свободной продаже стоит 135 тенге, то его оптовая реализация осуществляется по цене 132-133 тенге.
Сегодня регулируются цены только на бензин АИ-80, объем отпуска которого в ЮКО составляет 3-4 тысячи тонны в месяц, тогда как потребность в нем - 15 тысяч тонн в месяц.
- Все это приводит к тому, что субъекты среднего и малого предпринимательства становятся неконкурентноспособными, поскольку вынуждены продавать приобретенные им нефтепродукты по более высокой цене с надбавкой в 7-8 тенге для покрытия своих расходов и получения хоть какого-то дохода. Они не выдерживают и погибают в этой недобросовестной конкуренции, - рассказали в Палате предпринимателей ЮКО.
По словам председателя ассоциации Кайыпбека Камбарова, сегодня наблюдаются случаи поступления на АЗС некачественного бензина, и не исключено, что это тот же АИ-80, который просто вручную превращают в АИ-92. Это делается для того, чтобы выжить на топливном рынке, говорит Камбаров.
Автозаправщики подписали петицию
Затронули участники совещания и проблему отсутствия информации о переработке нефти и реализации нефтепродуктов Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом.
- Неизвестно, сколько продукции перерабатывают местные НПЗ, и куда идет переработанная нефть. Нет прозрачности. И это также влияет на рост цен на бензин. Во время ремонта шымкентского НПЗ операторы были вынуждены приобретать нефтепродукты Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Однако завод, находясь на ремонте, все же реализовывал нефтепродукты, причем непрерывно и по высокой цене, - заявили участники совещания.
В итоге участники встречи пришли к мнению, что пока все три казахстанские НПЗ не будут обеспечивать потребности страны, Министерству энергетики необходимо продолжить политику поставки в регионы нефтепродуктов по графику распределения, с участием операторов и реализации объемов до каждой сельской АЗС.
Необходим мониторинг цен через акиматы регионов, контроль над ценообразованием, изменение процентного соотношения выделяемых нефтепродуктов в интересах субъектов среднего и малого предпринимательства, занятых на данном рынке.
Автозаправщики ЮКО подписали петицию в НПП «Атамекен», в котором они попросили оказать содействие, «поскольку от этого зависит социальная стабильность и успешное развитие экономики Южно-Казахстанской области».
Присутствовавший на собрании заместитель акима Южно-Казахстанской области Бауржан ДЖАМАЛОВ заявил, что поддерживает и понимает переживания предпринимателей, однако посоветовал им действовать самостоятельно.
- Отмена госрегулирования - это, безусловно, политическое решение нашего правительства по укрупнению бизнеса на топливном рынке страны. И изменить его, хоть и введен он в экспериментальном режиме, сложно. Но в любом случае, вам самим нужно все обосновать и бить по больному месту уверенными статданными: сколько налоговых поступлений потеряет регион, если вдруг лишится малого и среднего бизнеса на рынке нефтепродуктов? Сколько не досчитается рабочих мест и социальных отчислений? Сможете отбиться и доказать, что лучше вернуть госрегулирование, эксперимент отменят, - резюмировал он.
Источник: Палата предпринимателей Южно-Казахстанской области.