АЗС под угрозой разорения

3779 просмотров
0
Динара БЕКБОЛАЕВА
Вторник, 24 Янв 2017, 17:00

Их владельцы в ЮКО заявили, что находятся на грани выживания из-за решения правительства отпустить цены на бензин

* Страсти кипели

* Потеряли прозрачность

* Ниже розничной цены

* Автозаправщики подписали петицию

Читайте также
«Гольяновские рабы»: история с продолжением

Страсти кипели

В ЮКО сложилась катастрофическая ситуация, сообщает Палата предпринимателей.

Владельцы АЗС в Южно-Казахстанской области заявили, что находятся на грани разорения из-за решения правительства страны отпустить цены на бензин в свободное плавание.

В пятницу, 20 января, в региональной Палате предпринимателей состоялось совещание за закрытыми дверями, где принимали участие представители МСБ и госорганов. Журналистам об этом стало известно только во вторник, 24 января. Непонятно, по какой причине встречу скрыли от СМИ, однако на совещании страсти кипели нешуточные.

Председатель Ассоциации «Жанар-Жагармай» по ЮКО Кайыпбек КАМБАРОВ (на снимке) заявил, что, если не вернуть госконтроль цен на нефтепродукты, то «крупные игроки топливного рынка попросту поглотят своих средних и мелких «сотоварищей». По его словам, это приведет к разорению около 300 торговцев ГСМ в области.

- Пока полностью не будет обеспечена потребность в нефтепродуктах по стране, отпускать цены на них, особенно дизтопливо и бензин АИ-92, который признан поистине «народным», было преждевременно. Регулирование цен на нефтепродукты необходимо, поскольку наша страна импортозависима, и около 30 % нефтепродуктов завозится извне, - заявил Кайыпбек Камбаров.

Читайте также
В Шымкенте судья попался на взятке

Потеряли прозрачность

При госрегулировании нефтепродукты поставлялись в регионы через операторов. Часть объемов передавалась крупным компаниям, так называемым ресурсодержателям, которые потом сбрасывали нефтепродукты в свободную продажу. У Минэнерго имелся четкий график поставок, пошаговый контроль реализации ГСМ до последнего получателя всей этой цепочки.

После отмены госрегулирования канули в лету прозрачность, доступность, учет и отчетность, контроль и мониторинг цен местными исполнительными органами за поставкой нефтепродуктов в каждый район, село и до каждой АЗС, говорят в Палате предпринимателей ЮКО.

Как следствие - цена на нефтепродукты поползла вверх и стала намного выше той, что была установлена Министерством.

- Мы хотим, чтоб было жесткое распределение через акиматы, поскольку сейчас нет прозрачности, нет гласности, кому сколько выделено, - возмутились участники южно-казахстанской Ассоциации «Жанар-Жагармай».

Ежегодно сокращается выделенное операторам количество нефтепродуктов и увеличиваются объемы для таких доминирующих на рынке игроков, как SinоОil, Гелиос, Казмунайгаз, которые потом отправляют их в свободную продажу. За два года этот объем увеличился с 13 процентов до 47. Именно из-за этого более трехсот автозаправочных станций ЮКО вынуждены приобретать нефтепродукты по высокой оптовой цене.

Читайте также
Сколько нужно потратить, чтобы сэкономить

Ниже розничной цены

В связи с отпуском цен на нефтепродукты, на сегодняшний день ресурсодержатели оптом реализуют нефтепродукты субъектам среднего и малого предпринимательства по цене чуть ниже розничной.

К примеру, если бензин АИ-92 в свободной продаже стоит 135 тенге, то его оптовая реализация осуществляется по цене 132-133 тенге.

Сегодня регулируются цены только на бензин АИ-80, объем отпуска которого в ЮКО составляет 3-4 тысячи тонны в месяц, тогда как потребность в нем - 15 тысяч тонн в месяц.

- Все это приводит к тому, что субъекты среднего и малого предпринимательства становятся неконкурентноспособными, поскольку вынуждены продавать приобретенные им нефтепродукты по более высокой цене с надбавкой в 7-8 тенге для покрытия своих расходов и получения хоть какого-то дохода. Они не выдерживают и погибают в этой недобросовестной конкуренции, - рассказали в Палате предпринимателей ЮКО.

По словам председателя ассоциации Кайыпбека Камбарова, сегодня наблюдаются случаи поступления на АЗС некачественного бензина, и не исключено, что это тот же АИ-80, который просто вручную превращают в АИ-92. Это делается для того, чтобы выжить на топливном рынке, говорит Камбаров.

Автозаправщики подписали петицию

Читайте также
Школьный военрук получил пять лет колонии

Затронули участники совещания и проблему отсутствия информации о переработке нефти и реализации нефтепродуктов Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом.

- Неизвестно, сколько продукции перерабатывают местные НПЗ, и куда идет переработанная нефть. Нет прозрачности. И это также влияет на рост цен на бензин. Во время ремонта шымкентского НПЗ операторы были вынуждены приобретать нефтепродукты Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Однако завод, находясь на ремонте, все же реализовывал нефтепродукты, причем непрерывно и по высокой цене, - заявили участники совещания.

В итоге участники встречи пришли к мнению, что пока все три казахстанские НПЗ не будут обеспечивать потребности страны, Министерству энергетики необходимо продолжить политику поставки в регионы нефтепродуктов по графику распределения, с участием операторов и реализации объемов до каждой сельской АЗС.

Необходим мониторинг цен через акиматы регионов, контроль над ценообразованием, изменение процентного соотношения выделяемых нефтепродуктов в интересах субъектов среднего и малого предпринимательства, занятых на данном рынке.

Автозаправщики ЮКО подписали петицию в НПП «Атамекен», в котором они попросили оказать содействие, «поскольку от этого зависит социальная стабильность и успешное развитие экономики Южно-Казахстанской области».

Читайте также
Деньги для ревизора

Присутствовавший на собрании заместитель акима Южно-Казахстанской области Бауржан ДЖАМАЛОВ заявил, что поддерживает и понимает переживания предпринимателей, однако посоветовал им действовать самостоятельно.

- Отмена госрегулирования - это, безусловно, политическое решение нашего правительства по укрупнению бизнеса на топливном рынке страны. И изменить его, хоть и введен он в экспериментальном режиме, сложно. Но в любом случае, вам самим нужно все обосновать и бить по больному месту уверенными статданными: сколько налоговых поступлений потеряет регион, если вдруг лишится малого и среднего бизнеса на рынке нефтепродуктов? Сколько не досчитается рабочих мест и социальных отчислений? Сможете отбиться и доказать, что лучше вернуть госрегулирование, эксперимент отменят, - резюмировал он.

Источник: Палата предпринимателей Южно-Казахстанской области.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента