Солнцемобиль не едет больше 50 километров в час и оставляет в недоумении полицейских
Виктор СИЛЕВИЧ из Актюбе путешествует по Казахстану на солнцемобиле. Его транспорт заряжается от солнечных панелей. Машину Владимир делал сам, с небольшой помощью со стороны друзей. Так он осуществил свою мечту. По словам конструктора, ему всегда хотелось создать транспорт своими руками, на котором он сможет ездить. Возможность путешествовать стала приятным бонусом. Энтузиасты даже проводят соревнования на солнцемобилях.
Для того чтобы на солнцемобиле действительно можно было передвигаться, нужно учитывать множество деталей. К примеру, эта машина со всем грузом весит около полутонны, но сделать её легче нельзя – с дороги будет просто сдувать. Для водителей представляет опасность ветер и даже боковые потоки от проезжающих фур. Опять же, чем сложнее и больше конструкция, тем больше расход энергии. Но перспективным такой транспорт назвать пока что трудно.
- Всё равно двигатель внутреннего сгорания сейчас более перспективный, скорость зарядки и скорость заправки разная. Бак можно буквально за пять минут заливаешь и едешь, здесь же нужно заряжать часами. Ограничение по скорости, ограничение по количеству пассажиров. Можно, конечно, изменить объём аккумулятора, сделать другой дизайн, но в целом именно для путешествия как у меня, вообще супер! - говорит Владимир.
Пока вандалы его автомобиль не повреждали. В городах он оставляет машину либо у друзей, либо на платной парковке. В машине есть место для вещей, запаса еды и воды, а также инструментов.
- Если тучами солнце закрыто, где-то в четыре-пять раз меньше мощности у панелей. Бывало, что и нужно было ждать. Хотя сейчас я иногда от розетки заряжаюсь, но во время наших соревнований мы только от солнца заряжались. И всё равно, когда от розетки зарядка, это уже не экологичный транспорт. Электричество же вырабатывается на станциях, которые используют топливо. В принципе, если солнце хорошо светит, можно долго ехать без остановок, примерно 250 километров. Единственный минус - маленькая скорость, иногда приходится на 30 ехать, в подъём тоже зарядку нужно экономить,- пояснил конструктор. Пока за этот сезон солнцемобиль ни разу не сломался.
Зимой на такой машине передвигаться практически не возможно, аккумулятор там установлен литиевый, и в мороз он может не выдержать.
- Разряжать в мороз их можно, а заряжать не рекомендуется. На современных электромобилях для зимнего периода предусмотрен подогрев аккумулятора. Пока на данный момент у меня более летний вариант. Самое главное - это экологически чистый автомобиль, он не воняет, практически не шумит. Вообще в Алматы набирает популярность электротранспорт. Там много у кого есть "Теслы", "Зикры", много других китайских моделей. Есть инфраструктура для подзарядки. Но там город в смоге, люди скоро задохнутся и им как-то нужно эти проблемы решать.
Аккумуляторы достаточно дорогие, в этом году Владимир устанавливал уже использованный, он стоил 250 тысяч тенге.
- В Шымкенте у нас есть компания, где переделывают автомобили в электромобили, я там его приобрёл с хорошей скидкой. Я побоялся, что новый не успеет прийти из Китая, а у меня только месяц оставался.
В основном эта сфера держится на энтузиастах. Не каждый согласен вкладываться в соревнования или помогать создавать такие машины. В целом на новую конструкцию может уйти от 2-3 млн тенге и выше. Как правило, услышав такую цену, потенциальные помощники быстро исчезают.
- Хотелось бы, что бы это как-то развилось между городами. Чтобы везде появились такие любители, могли соревноваться друг с другом, проезжать какие-то маршруты. Пока я не знаю, как это популяризировать. Поэтому я решил проехать по городам, показать людям, может кто-то заинтересуется. Никита ПОДДУБНЫЙ (блогер, организатор гонок на электрокарах) он столько людей поднял с дивана. Я тоже ленивый человек, но ничего преодолел, вышел из зоны комфорта. Самым сложным было, когда все вокруг говорят, что зачем тебе это всё нужно, купи машину. В Алматы я задержался на месяц у подписчика. Они там собирали электро-Ниву, уже тестируют её. Мы её дорабатывали, катались по городу. Сейчас они хотят её узаконить и дальше может производить. Любители "Нив" уже заинтересовались, готовы вложиться. Стоимость проекта 5 млн тенге. Но в принципе, у нас люди больше думают о доходе. У нас в Казахстане много солнечных электростанций, и я когда разговаривал, мне объяснили, что у них срок службы десять лет. А потом падает производительность. Так вот, 8 лет окупаются затраты и только два года они приносят доход. Вот об этом думают. На первом месте у них не стоит экология, они больше думаю о деньгах, а нужно наоборот, больше об экологии. Люди реагируют на машину бурно, каждый, кто мимо проезжает, снимает на фото или видео. В основном дальнобойщики меня запоминают, сигналят и машут, когда проезжают. Ну нормальная адекватная реакция. Полиция постоянно останавливает: "Это что такое?". Потом фоткаются,- веселится Владимир.
По закону водительские права требуются только для транспорта, скорость которого превышает 50 километров в час. Солнцемобиль Владимира больше 50 не едет. В целом такие аппараты никак не предусмотрены в законодательстве.
Путешественник надеется, что в Казахстане появится больше людей, которым нравится что-то изобретать. Встречу в Караганде организовал Экомузей, в основном послушать про солнцемобиль пришли обычные горожане с детьми, подростки и просто любители авто. Даже мужчины были в восторге от машины. Некоторые выразили надежду, что когда-нибудь и государство привлечёт конструкторов на образовательные площадки.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!