Продюсер нашумевшего фильма «Сокыр махаббат» рассказал, почему картину не хотели брать в прокат
На снимке: на съемках фильма "Заговор Оберона", справа Айдар Баталов.
В казахстанском кинопрокате завершился показ нашумевшего фильма «Сокыр махаббат». Фильма, привлекшего внимание не столько своей оригинальностью, сколько неординарностью главной фигуры этого кинопродукта – вернувшейся из декретного отпуска певицы Сиви МАХМУДИ.
Напомним: яркая представительница отечественного шоу-бизнеса стала не только исполнительницей главной роли и продюсером фильма, но и его главным промоутером.
Вирусный ролик, в котором она клюшкой от гольфа разбивает мерседес своего партнера по киноплощадке, собрал уже 6 млн просмотров в Сети. В отличие от самого фильма: собрать ту кассу, на которую рассчитывали создатели фильма, не удалось.
В чем проблема с прокатом нашего кино вообще и казахскоязычного — в частности; каково это — пропагандировать сотрудников ГРУ (государственной разведки) в кино, и почему он не может быть «ручным» режиссером — еще один продюсер фильма, выпускник London Film Academy Айдар БАТАЛОВ.
Приходилось угрожать прокуратурой
В кадре из фильма "Сокыр махаббат" Сиви Махмуди и Ренат Басит.
- Это было неожиданно: увидеть вашу фамилию в титрах «Сокыр махаббат» после фильмов «Заговор Оберона» и «Книга легенд: Таинственный лес», где вы тоже были продюсером. Как так получилось, зачем вам это надо было?
- Я объясню: ребята пришли ко мне, сказали, что снимают кино и хотят взять у меня в аренду оборудование. На самом деле у них был очень маленький бюджет и деньги скоро закончились. Я посмотрел материал, конечно, прекрасно понял, что это абсолютно инвесторский проект, осознал все риски. Но мне было интересно получить опыт именно на такой картине в плане дистрибуции, потому что с таким я еще не сталкивался. С этим фильмом мы заработали совсем чуть-чуть, хотя рассчитывали на большее.
Но мы не в убытке, мы не «пролетели». Зато я понял, насколько предвзяты наши кинопрокатчики к казахскоязычному кино. Да, кто-то посмотрел начало фильма и сказал: «Ну, ребята, это же студенческое кино». Нехотя, но взяли. А в большинстве наших регионов нам сразу же отказали в прокате, потому что они в принципе казахскоязычное кино не берут. Они даже фильм смотреть не стали. Нам пришлось убеждать, напоминать, что есть закон о языке, о местном содержании, что они обязаны брать, если есть прокатное удостоверение. Приходилось даже прокуратурой угрожать. В итоге количество «экранов» у нас увеличилось с 37 до 56, и 4 недели фильм был в прокате.
На самом деле кинопрокатчикам, что бы они ни говорили, все равно на казахстанское кино. Все завязано на личных связях, если ты лично знаком с хозяином сети, тогда фильм возьмут, нет — ну, «сорри». Я не говорю, что у нас самый замечательный фильм, я говорю об отношении в целом, ведь фильм даже не захотели смотреть. Может, отечественные кинопроизводители сами виноваты, ведь столько лет пихали и до сих пор пихаем шлак.
- Сожаления нет, что приняли участие в этом проекте?
- Я вообще ни о чем не жалею. В плане критики я толстокожий. Я лично доволен, что мы запустили этот проект. Думаю, и для Сиви он стал уроком и опытом…
Целью фильма была популяризация ГРУ
- Вы сняли как режиссер одну из новелл киноальманаха «Сердце мое — Астана», были вторым режиссером сериала «Айналайын», наконец, в фильме «Заговор Оберона» выступили не только как режиссер-постановщик, но и как продюсер, и... после этого больше ничего не снимали, предпочитая заниматься продюсерской деятельностью. Почему?
- Я бы сказал, что после моего первого «полного метра» у меня была психологическая усталость. Я посчитал, что этот опыт был не очень удачным, не получилось осуществить все, что хотелось. Очень сложный проект: большой бюджет, большая ответственность, работа с «Казахфильмом» – в общем, для дебюта это было «ту мач». Но я очень благодарен Адильбеку Джаксыбекову, который доверил свой сценарий режиссеру-дебютанту...
- И что, это отбило у вас желание быть режиссером?
- Нет, не отбило. Желание снимать осталось. Просто после того, как я узнал все «прелести» продюсирования в кино, теперь я могу выступать в качестве режиссера фильма, только если буду еще и его продюсером. Для меня важно контролировать финансы, знать, на что тратятся деньги. Сейчас я уже не могу снимать для продюсерского кино, то есть быть «ручным» режиссером, когда тебе дали какие-то деньги и сказали: сними так и так. Я самодостаточный человек и могу быть независимым, снимать то, что хочу и так, как хочу. Уверен, что мои режиссерские работы еще впереди.
- Бюджет «Заговора Оберона» составил 2 млн долларов. Сегодня вы бы стали снимать фильм с таким бюджетом?
Актер Нуржан Садыбеков, кадр из фильма "Заговор Оберона".
- Это такой каверзный вопрос… Коммерческое кино, наверное, - нет. Но, знаете, там стояли другие задачи.
- Это ведь боевик…
- Мы снимали от имени Министерства обороны. Цель фильма состояла в популяризации ГРУ (Государственное разведывательное управление). В хорошем смысле слова - это пропаганда: поднять имидж военных, разведчиков. Это вообще не коммерческое кино.
Три года прошло, сейчас мне уже легче об этом говорить, но тогда я этого не понимал. То есть мне казалось, что несмотря на то, что у нас такой бюджет, мы сможем хорошо продать фильм. Но потом иллюзии развеялись – это просто нереально.
Такие фильмы, как «Казахское ханство» или «Дорога к матери», бюджет которых превышает 3-4 млн. долларов, окупить невозможно. Это может быть только госзаказ. Они могут окупиться в долгосрочной перспективе.
Например, «Заговор Оберона» собрал с проката половину бюджета. Это хорошие деньги. Фильм продается телеканалам. Его, кстати, еще нет в Интернете, сейчас решается, кому его отдать. Так что какие-то деньги «Казахфильму» он до сих пор приносит.
Снимать кино надо для себя
- Казахстанское кино сегодня переживает подъем. Фильмы снимают люди из шоу-бизнеса: Асель САДВАКАСОВА, Кайрат НУРТАС, Беркут… Многих киношников это раздражает. А вас?
- Ни у кого нет «права первой ночи» на профессию. У Асель Садвакасовой нет специального образования, но она спродюсировала очень успешный коммерческий фильм «Келинка – тоже человек» за минимальные деньги. И это действительно смешное кино.
Есть куча дипломированных режиссеров, которые снимают непонятно что. Возможно, и Беркут снимет что-то, что понравится людям. Решать все зрителю, это ведь он голосует рублем.
Я думаю, что кино, снятое на частные инвестиции и частными компаниями, будет успешнее государственного. Потому что оно снимается максимально эффективно. Отношение к деньгам другое, нет навязанного раздутого штата сотрудников, нет кучи отчислений. Но с другой стороны, я считаю правильным, что на такие фильмы как «Дорога к матери» или «Аманат» выделяются деньги из госбюджета. Они нужны для духовного развития, это вклад в отечественное киноискусство, но в условиях нашего рынка они не окупятся, даже если их отправить в прокат в страны ближнего зарубежья. Поэтому частные киностудии такого уровня фильмы снимать не будут.
- Скажите как продюсер, какое кино сегодня нужно зрителю?
На съемках фильма "Заговор Оберона". Айдар Баталов и актрисы Альфина НАСЫРОВА и Анна САМОХИНА.
- Спрогнозировать невозможно. Вот считается, что хорошо идут комедии в канун Нового года, а потом выстреливает что-то типа «Форсажа», который «рвет» кассу. Зритель сам не знает, чего он хочет, он просто приходит в кино, покупает попкорн и хочет получить кайф от картинки. Он вообще неблагодарный, ему все равно, сколько ты труда вложил, сколько денег, душевных сил. Ему либо нравится, либо он говорит «фу, какая фигня». Снимать надо для себя. Если будешь думать, что нужно другим - ничего не получится.
Фото: brod.kz, youtube, из архива Айдара Баталова.