Как отразилось торговые трения между Казахстаном и Россией на e-commerce?
Какие страны, помимо России, обеспечивают заказами казахстанские компании, торгующие в интернете? Куда отечественные компании обращаются чаще всего за нужным товаром или производственным оборудованием? Что составляет основу для экспорта и для импорта в онлайне?
На эти и другие вопросы вы найдете ответы в исследовании, подготовленном специально для Ratel.kz международным центром интернет-торговли Allbiz. Центр специализируется на торговле в В2В-сегменте (бизнес для бизнеса), поэтому собранные сведения отражают настроения в предпринимательской среде Казахстана. А поскольку в Allbiz зарегистрированы 1,4 млн компаний из 90 стран мира и каждый пятый запрос к отечественным компаниям приходит из-за рубежа, это дает возможность увидеть географию партнеров для казахстанского интернет-бизнеса.
Allbiz выделил 10 трендов в отечественном сегменте e-commerce за последние полгода, с ноября 2014 по апрель 2015 - как раз в период обострения отношений между Казахстаном и РФ.
Тренд № 1
Россия остается нашим ключевым торговым партнером как в офлайне, так и в онлайне.
На Allbiz ее доля превышает 40%. Это значит, что российские компании обращаются к отечественным почти так же часто, как компании из всех остальных стран вместе взятых.
Для сравнения: доля Украины (второго по значимости партнера) чуть превышает 10%, а Узбекистана – 5%.
Страна, откуда обращались к казахстанским компаниям |
Доля этой страны в общем объеме экспортных запросов |
Россия |
44,64% |
Украина |
10,56% |
Узбекистан |
5,21% |
Турция |
3,85% |
Кыргызстан |
3,80% |
Китай |
3,70% |
Польша |
2,10% |
Беларусь |
2,06% |
США |
1,89% |
Франция |
1,43% |
Таджикистан |
1,28% |
Греция |
1,24% |
Болгария |
0,99% |
Индия |
0,92% |
Азербайджан |
0,88% |
другие страны |
15,43% |
Тренд № 2
Импорт превалирует над экспортом (разница 6,2%). Роль и доля России в импорте несколько ниже, чем в экспорте. Даже несмотря на то, что из России к нам обращаются реже, чем мы – в Россию (на 19%). Этот парадокс объясняется значимостью других стран, прежде всего, Украины и Китая.
Страна, куда обращались казахстанские компании |
Доля этой страны в общем объеме импортных запросов |
Россия |
40,73% |
Украина |
15,17% |
Китай |
8,53% |
Узбекистан |
6,29% |
Беларусь |
6,21% |
Польша |
5,22% |
Турция |
4,93% |
Индия |
3,68% |
США |
1,76% |
Румыния |
1,66% |
Молдова |
1,48% |
Кыргызстан |
0,79% |
Азербайджан |
0,40% |
Иран |
0,36% |
Германия |
0,36% |
другие страны |
2,44% |
Тренд № 3
В торговле с Китаем сохраняется перекос: импортные запросы втрое превышают экспортные. Преимущественно казахи заказывали автомобили и запчасти, а также ресурсы для ведения аграрного бизнеса. А в Китай отправляли стройматериалы, продукты и автомобили.
Тренд № 4
Более заметной стала роль США – они входят в десятку ключевых торговых партнеров для отечественных участников. Из США везли автомобили и запчасти, медтехнику и продукты. А за океан отправляли продукты, стройматериалы и косметические средства.
Тренд № 5
Казахстанским компаниям удается успешно налаживать торговые связи не только со странами СНГ, но и с дальним зарубежьем. Помимо примеров Китая и США, можно привести Францию. По итогам последних 6 месяцев она входит в десятку стран, откуда в Казахстан пришло больше всего запросов. Чаще всего французы заказывали стройматериалы и продукты.
Тренд № 6
Растет интерес Индии к Казахстану. За последние полгода ее доля в объеме запросов, которые приходят из-за рубежа, выросла с 0,63% в ноябре до 4,34% в апреле. Этот рост выглядит еще более существенным на фоне того, что по другим странам в тот же период фиксировалось падение.
Тренд № 7
С Украиной торгуют меньше. Ее доля в импорте сократилась с 31% в ноябре до 11,5% в апреле. Объяснение кроется в сложной экономической ситуации в самой Украине и боевыми действиями на востоке страны. Как известно, именно в этом украинском регионе находятся партнеры для нашего бизнеса.
Тренд № 8
Онлайн-торговля внутри страны увеличивается за счет сокращения торговли с другими странами.
Так, доля экспортных запросов (из-за границы в Казахстан) сократилась с 24,56% в ноябре до 13,62%. А доля импортных (за границу из Казахстана) – с 24,01% - до 18,23%.
Это говорит о том, что казахстанский e-commerce становится более самодостаточным.
Тренд № 9
Изменения происходили не синхронно, и ощутимой была разница в торговле со странами СНГ и с дальним зарубежьем:
Резкие всплески и падения сопровождали торговлю как с СНГ, так и с дальним зарубежьем. Эти всплески как раз и можно назвать обобщающим трендом.
В импорте ситуация развивалась по более умеренному сценарию: в конце зимы и в начале весны фиксировался всплеск запросов:
Тренд № 10
Самыми популярными рынками были и остаются рынки "Продукты и напитки", "Стройматериалы" и "Сельское хозяйство". В число самых популярных входят также "Промышленность", "Промышленная химия", "Торговля" и "Энергетика".
Такой высокий спрос на рынки из сегмента В2В говорит о том, что участники Allbiz используют ресурс для развития своего дела.
Allbiz – международный центр интернет-торговли на 26 языках. Allbiz объединяет товарные рынки 90 стран, содержит структурированную информацию о 20 млн товаров и услуг от 1,4 млн компаний. Офисы Аllbiz расположены в 13 странах: Казахстане, Украине, России, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Польше, Румынии, Греции, Египте, Индии и Китае.
Дополнение:
Для того чтобы дать более объемное представление о том, чем именно торгуют наши компании с другими странами, и какие у этих стран предпочтения, Allbiz составил торговые карточки для ключевых партнеров Казахстана. Понятно, что львиную долю в общем объеме занимают пищевые продукты, стройматериалы и товары для аграрного бизнеса. Но также интересно узнать, каково место рынков промышленности, текстиля, тары, медтехники и других: