Таджикистан и Кыргызстан нашли путь решения приграничных проблем

2226 просмотров
0
Негматулло Мирсаидов
Пятница, 28 Фев 2025, 12:00

Обмен территориями может покончить с конфликтами на границе

Камчыбек ТАШИЕВ, председатель ГКНБ Кыргызской Республики, выступая перед депутатами Жогорку Кенеша (парламент Кыргызстана), рассказал о результатах работ по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы. Судя по всему, стороны руководствовались условными линиями границы на момент распада СССР.

Читайте также
Таджикистан в 2025 году заместит казахский сжиженный газ российским

О том, кто выиграл и кто проиграл, судить сложно, но однозначно обе стороны окажутся в выигрыше, если навсегда прекратятся конфликты между двумя странами и народами, когда свободному передвижению людей и товаров никто не будет препятствовать, считают аналитики.

"Если ориентироваться на данные, приведенные Ташиевым, то свое решение нашли самые конфликтные вопросы", - считает согдийский журналист Алишер ОХУНОВ.

Приведем несколько фактов.

Многие участки автодороги Исфара-Ворух в Согдийской области были долгое время зоной конфликтов. Они постоянно перекрывались то одной, то другой стороной, поскольку вдоль автотрассы расположено много кыргызских айилов, некогда находившихся под юрисдикцией Таджикистана и с распадом СССР отошедших Кыргызстану. Стороны решили часть этой автодороги перенести на другую территорию, а вдоль части из нее переселить кыргызские айилы.

Часть дороги, которая будет восстановлена, получит нейтральный статус, позволяющий вывести более чем 40-тысячный населенный пункт Таджикистана из положения эксклава, в котором он оказался после одностороннего пересмотра границ двух государств кремлевскими структурами в 1959 году.

Населенные пункты, находившиеся вдоль автодороги с кыргызским населением, возвращены Таджикистану, что раз и навсегда положит конец конфликтам вдоль автотрассы.

Читайте также
Президент Таджикистана предложил создать Ассоциацию средств массовой информации государств Центральной Азии

Под юрисдикцию Таджикистана перейдет и село Достук, которое имело историческое название Карабаг, вдоль автодороги Исфара-Чоркух, поскольку эта территория изначально являлась территорией Таджикистана, вопреки тому, что проживали там кыргызы.

Таджикистан разрешит Кыргызстану построить дорогу в районе Тангии Сурх от кыргызского айила Мингурук до поселка Самаркандек, связав свои приграничные населенные пункты кратчайшим автомобильным сообщением. И эта дорога будет иметь тоже нейтральный статус.

Водораспределительное сооружение, известное как "Головное", которое находится на окраине села Ходжаи Аъло и где произошли самые кровопролитные бои между военными подразделениями двух стран 30 апреля 2021 года, разделено поровну, то есть имеющиеся три шлюза поделены ровно, что означает совместную их эксплуатацию и доступ обеих сторон к управлению водными ресурсами трансграничной реки Исфара.

По словам Ташиева, все объекты, принадлежащие другому государству, будут эксплуатироваться владельцами.

Одним из главных предметов спора был статус автодороги Худжанд-Канибадам-Исфара, связывающей несколько крупных городов Согдийской области, а также имеющей выход к границам Кыргызстана и Узбекистана и через них на север к Казахстану.

Споры разгорались, потому что вдоль этой автодороги в 70-80-ые годы появилось несколько кыргызских айилов. И дорога после распада СССР стала спорной территорией.

Сторонам удалось в отношении этой важной для Таджикистана коммуникации найти оптимальное решение. Кыргызстан передает имущественное право Таджикистану, а Таджикистан компенсирует Кыргызстану потерю земельными участками на более выгодной для нее территории.

"Мы жили в Советском Союзе, были объекты, которые построены совместно или одной стороной на территории другой стороны…межправительственным соглашением будут созданы условия для беспрепятственной эксплуатации специалистами оставшихся на другой стороне объектов сельского хозяйства и энергетики", - заявил Камчыбек Ташиев, комментируя итоги работы по демаркации и делимитации.

Он также сообщил, что стороны в ближайшее время должны разработать проект договора по границе и ратифицировать его в парламенте. И после подписания президентами договор вступит в силу.

Фото: bbc.com.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента