
Обмен территориями может покончить с конфликтами на границе
Камчыбек ТАШИЕВ, председатель ГКНБ Кыргызской Республики, выступая перед депутатами Жогорку Кенеша (парламент Кыргызстана), рассказал о результатах работ по делимитации и демаркации таджикско-кыргызской границы. Судя по всему, стороны руководствовались условными линиями границы на момент распада СССР.
О том, кто выиграл и кто проиграл, судить сложно, но однозначно обе стороны окажутся в выигрыше, если навсегда прекратятся конфликты между двумя странами и народами, когда свободному передвижению людей и товаров никто не будет препятствовать, считают аналитики.
"Если ориентироваться на данные, приведенные Ташиевым, то свое решение нашли самые конфликтные вопросы", - считает согдийский журналист Алишер ОХУНОВ.
Приведем несколько фактов.
Многие участки автодороги Исфара-Ворух в Согдийской области были долгое время зоной конфликтов. Они постоянно перекрывались то одной, то другой стороной, поскольку вдоль автотрассы расположено много кыргызских айилов, некогда находившихся под юрисдикцией Таджикистана и с распадом СССР отошедших Кыргызстану. Стороны решили часть этой автодороги перенести на другую территорию, а вдоль части из нее переселить кыргызские айилы.
Часть дороги, которая будет восстановлена, получит нейтральный статус, позволяющий вывести более чем 40-тысячный населенный пункт Таджикистана из положения эксклава, в котором он оказался после одностороннего пересмотра границ двух государств кремлевскими структурами в 1959 году.
Населенные пункты, находившиеся вдоль автодороги с кыргызским населением, возвращены Таджикистану, что раз и навсегда положит конец конфликтам вдоль автотрассы.
Под юрисдикцию Таджикистана перейдет и село Достук, которое имело историческое название Карабаг, вдоль автодороги Исфара-Чоркух, поскольку эта территория изначально являлась территорией Таджикистана, вопреки тому, что проживали там кыргызы.
Таджикистан разрешит Кыргызстану построить дорогу в районе Тангии Сурх от кыргызского айила Мингурук до поселка Самаркандек, связав свои приграничные населенные пункты кратчайшим автомобильным сообщением. И эта дорога будет иметь тоже нейтральный статус.
Водораспределительное сооружение, известное как "Головное", которое находится на окраине села Ходжаи Аъло и где произошли самые кровопролитные бои между военными подразделениями двух стран 30 апреля 2021 года, разделено поровну, то есть имеющиеся три шлюза поделены ровно, что означает совместную их эксплуатацию и доступ обеих сторон к управлению водными ресурсами трансграничной реки Исфара.
По словам Ташиева, все объекты, принадлежащие другому государству, будут эксплуатироваться владельцами.
Одним из главных предметов спора был статус автодороги Худжанд-Канибадам-Исфара, связывающей несколько крупных городов Согдийской области, а также имеющей выход к границам Кыргызстана и Узбекистана и через них на север к Казахстану.
Споры разгорались, потому что вдоль этой автодороги в 70-80-ые годы появилось несколько кыргызских айилов. И дорога после распада СССР стала спорной территорией.
Сторонам удалось в отношении этой важной для Таджикистана коммуникации найти оптимальное решение. Кыргызстан передает имущественное право Таджикистану, а Таджикистан компенсирует Кыргызстану потерю земельными участками на более выгодной для нее территории.
"Мы жили в Советском Союзе, были объекты, которые построены совместно или одной стороной на территории другой стороны…межправительственным соглашением будут созданы условия для беспрепятственной эксплуатации специалистами оставшихся на другой стороне объектов сельского хозяйства и энергетики", - заявил Камчыбек Ташиев, комментируя итоги работы по демаркации и делимитации.
Он также сообщил, что стороны в ближайшее время должны разработать проект договора по границе и ратифицировать его в парламенте. И после подписания президентами договор вступит в силу.
Фото: bbc.com.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!