Черноморская морская блокада: кто проиграет от противостояния России и Украины

1849 просмотров
0
Ратель
Воскресенье, 23 Июл 2023, 12:00

После срыва зерновой сделки Россия больше зависит от перевозок по Чёрному морю, чем Украина.

Фото: GETTY IMAGES. Трафик судов в Черном море может сократиться из-за опасений страховых компаний.

Итогом срыва зерновой сделки стала фактическая блокада судоходства в Черном море со стороны России и Украины. Пока она существует только в виде заявлений, но уже влияет на судоходство, пишет Би-би-си.

Читайте также
На Крымском мосту произошёл взрыв: что известно на данный момент

Морская блокада - не абстрактное понятие. Ее правила и условия прописаны в международных соглашениях, прежде всего — в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года.

Но ни Москва, ни Киев формально морскую блокаду не объявили. Тем не менее их заявления направлены на прекращение судоходства в порты, которые контролирует другая страна, что, в сущности, и является морской блокадой.

Она отразится на морской торговле — ведь любые рейсы гражданских судов зависят от страховых компаний.

И это уже происходит. Агентство Reuters сообщило 21 июля, что к вечеру трафик зерновозов в Черном море упал на 35 процентов. Это происходит из-за опасений страховых компаний, которые отреагировали на осложнение обстановки в черноморской акватории.

Морская блокада

Исторически сложилось, что в морском праве много недостаточно урегулированных положений, которые довольно легко обойти. В частности, это касается и правил морской блокады.

Согласно Лондонской декларации о праве морской войны, "морская блокада может быть применена лишь к портам и берегам, принадлежащим неприятелю или им занятым".

Другое положение предписывает объявлять блокаду, только когда для этого есть все необходимые средства. То есть блокаду побережья нельзя объявлять, если это нельзя сделать физически.

В декларации есть и другие положения и правила ведения блокады, однако она не регулирует ситуацию, когда формально никто блокаду не объявлял.

Фото: GETTY IMAGES. Зерновозы ожидают проверки в Стамбуле. Этот снимок сделан до прекращения зерновой сделки.

Ни в заявлении российского министерства обороны, ни в ответном и схожем по содержанию заявлении минобороны Украины слово "блокада" не упоминалось, хотя по сути речь шла именно о прекращении доступа гражданским судам в порты, которые либо принадлежат, либо, как в случае с Россией, были захвачены противником.

Читайте также
То ли абсурд, то ли победа: что получила Украина на саммите НАТО в Вильнюсе

Российское министерство обороны в своем заявлении фактически объявило о блокаде "ряда морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря".

В другой части заявления говорится, что "все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения".

В ответном заявлении министерство обороны Украины также заявило, что "все суда, следующие в акватории Черного моря в направлении морских портов Российской Федерации и украинских морских портов, находящихся на временно оккупированной Россией территории Украины, могут рассматриваться Украиной как перевозящие грузы военного назначения со всеми соответствующими рисками".

21 июля российский МИД немного смягчил риторику, пообещав, что суда, которые российские моряки сочтут военными, по умолчанию атаковать не будут. "Имеется в виду, что мы должны убедиться, что судно идет с чем-то плохим, это означает запрос, осмотр при необходимости, чтобы убедиться, так это или не так", — сказал он.

Буква конвенции

Обе стороны заявили не о блокаде побережья или портов, а только об отношении к судам, которые следуют в определенные порты, то есть формально о блокаде речь не идет, тем более что и термин этот не был применен.

Проблема тут в том, что речь идет о плавании судов в нейтральных водах. Даже если кто-то считает их военными, их нельзя ни атаковать, ни досматривать.

Фото: GETTY IMAGES. Флагман Черноморского флота России крейсер "Москва" был потоплен 13 апреля 2022 года украинскими ракетами, но у России остались другие корабли. А у Украины другие ракеты.

"Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага", — говорится в 95-й статье Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву.

Читайте также
Новое китайское чудо откладывается: почему у Си Цзиньпина не растёт экономика и чем это грозит миру

А статья 110 разрешает военным кораблям осматривать гражданские суда только в том случае, если есть основания подозревать, что оно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием или имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на судне поднят иностранный флаг, либо команда отказывается поднять флаг.

Страх и страховка

Разумеется, трудно себе представить, как в Черном море военный корабль топит гражданское судно. Но захочет ли кто-то проверять на деле намерения военных?

Заявление Москвы уже привело к сокращению морского трафика.

По данным Reuters, для заказов на остаток июля и начало августа доступно всего 20 сухогрузов, по сравнению с 32 на прошлой неделе.

Многие страховщики приостановили страхование грузов из Украины, за исключением небольших портов на Дунае, сообщили в пятницу Reuters источники в страховой отрасли.

Но после того, как уже министерство обороны Украины выступило со своим заявлением, по логике риски должны возрасти еще больше. И это тоже должно отразиться на поведении страховщиков.

"Повышение рисков ведёт либо к повышению цены страховки, либо к неполному страховому покрытию, если ранее оформленный полис не учитывал возросшие риски (например, был рассчитан небезопасный коридор в рамках зерновой сделки). Касается это только судов стран, не подпадающих под санкции и не использующихся для обхода санкций. Россия свои суда страховать у основных международных страховщиков не может из-за санкций", - сказал Би-би-си юрист по частному праву, попросив об анонимности, поскольку не уполномочен комментировать эту тему.

Фото: MARINETRAFFIC.COM. Морской трафик в Черном море вечером 20 июля. Скриншот с сайта marinetraffic.com.

Как объяснила Би-би-си приглашенный научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Александра ПРОКОПЕНКО, большинство перевозок в Европе страхуются у британских компаний.

Читайте также
Жаркий июнь 2023: планета раньше срока подошла к очередному температурному рекорду

По мнению эксперта, в условиях возросших рисков есть два варианта: "Если страховая компания считает, что риск перевозки повышается, то она либо может страховать по более высокому тарифу, и тогда цены на страховку становятся неподъемными, либо, как в случае с войной и Украиной, когда какие-то цели объявляются военными, то компания может либо отозвать страховку, либо не выдать новую. Каждый рейс страхуется отдельно".

"Если это произойдет, часть судовладельцев откажется работать в акватории Черного и Азовского морей. Оставшаяся часть поднимет ставки фрахта в два раза и выше. Грузовладельцам ничего не останется, как переложить цену перевозки в стоимость груза", – сказал в интервью "Ведомостям" источник в одной из судоходных компаний.

По его словам, наибольшему риску подвержены игроки, которые работают с зерном: мощности по его перевалке сосредоточены в Азовском и северо-восточной части Черного моря.

Кто проиграет?

В случае, если прогнозы специалистов сбудутся, это ударит в большей степени по российской экономике, поскольку после срыва зерновой сделки она больше зависит от перевозок по Черному морю, чем Украина.

Читайте также
Кто и когда положит конец гегемонии американской валюты

Для этого даже не нужна статистика, достаточно открыть сайт Marinetraffic.com, который отслеживает обстановку с судами в мировом океане. В акватории Черного моря движения в сторону Украины почти нет, а в российские порты тянется вереница различных судов.

По информации Reuters, больше всего через черноморские и азовские порты Россия экспортирует сжиженный газ (на порт Тамань приходится около 7,5% всего российского экспорта), зерно (элеваторы черноморских портов Новороссийск и Тамань обрабатывают около 70% экспорта российского зерна, а еще 30% приходится на азовские порты) и нефть (терминалы в Шесхарисе и Южной Озереевке — оба в районе Новороссийска).

"Ведомости" со ссылкой на Ассоциацию морских торговых портов пишет, что за первое полугодие 2023 года через порты Азово-Черноморского бассейна было перегружено 151,2 млн т грузов, что на 21,2% больше, чем за тот же период прошлого года.

По данным того же источника, грузооборот крупнейшего порта бассейна Новороссийска вырос на 11% до 82,9 млн т, Тамани — на 4,6% до 22,3 млн т, Туапсе — на 38,5% до 12,8 млн т, порта Кавказ — в 2,2 раза до 11,3 млн т, Ростова-на-Дону — на 35,7% до 8,1 млн т.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




экс-депутат мажилиса
Я думаю, книга, которую выпустил Назарбаев (Книга Назарбаева Н.А. "Моя жизнь: От зависимости к свободе"), она тоже сыграла свою роль – опять огромная гордыня бывшего президента Назарбаева, опять "якание", опять все его заслуги… Книга сплошное вранье! Я ее не читал, честно скажу…
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Павел Зарифуллин: Благодаря СВО русский мир закрепился в Центральной Азии
Почему идеологи евразийства поддерживают войну и Путина
Цены на газ и бензин распустятся весной
А "КазМунайГаз" больше не будет собакой на сене
Казахстан и либерализм
Элиты хотят законсервировать сложившийся порядок, чтобы сохранить свое привилегированное положение, поэтому особого эффекта от объявленного курса на либерализацию экономики ждать не стоит
Кровавый авокадо
Удовлетворение мирового спроса на авокадо, который за последние десять лет вырос в три раза, очень дорого обходится Мексике
Смерть Юрия Андропова: как реагировал мир и что говорили казахстанцы 40 лет назад
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Не хлебом единым: в Талдыкоргане активисты пытаются отстоять исторические объекты
Защитники петроглифов стараются сохранить историю для потомков
Подполковник Мукашев: Я не пил, не бил, проводил профилактику
Бывший замначальника одного из павлодарских отделов полиции, обвинённый беременной старлеем в побоях, требует от Ratel.kz cообщить, что он занимался профилактикой
Прокуроры начали борьбу с позорным наследием Жакипа Асанова
Через суд они пытаются ликвидировать Центрально-Казахстанский постоянно действующий арбитраж
Чиновники в ВКО страдают от каторжных условий труда
Госслужащие заставляют перерабатывать подчинённых и не хотят предоставлять им отгулы
За что актюбинская чиновница хочет миллион тенге
Ей не понравились слухи о её отставке
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.