Какими методами защищают духовные ценности и безопасность казахстанских граждан
* Краткое содержание предыдущей серии
* Что ответило Министерство по делам религий
* Как казахстанские религиоведы обратили Чарльза Диккенса в православие
* Карантин для Библии и Корана
Краткое содержание предыдущей серии
5 декабря на Ratel.kz появилась моя статья «Как Министерство по делам религий зачищает слово Божие».
Вкратце напомню ее содержание. На сайте ведомства опубликованы списки религиозной литературы исламского, православного, католического направлений и «разных религиозных течений», имеющей положительное заключение религиоведческой экспертизы.
В лонг-листе – около четырех тысяч наименований книг, в том числе не только чисто богословских, но также вполне себе светских, хотя и отмеченных печатью повышенной духовности: детских, учебных, исторических, просветительских, научных, художественных, искусствоведческих, литературоведческих, биографических и прочих.
«Положительное заключение религиоведческой экспертизы» означает запрет не на их распространение вообще, а на продажу в «мирских» магазинах и книжных сетях – она разрешена только в «специальных стационарных помещениях для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания», находящихся за пределами культовых зданий.
Согласно инструкции, утвержденной приказом и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий от 23 июля 2013 года № 34 Галыма ШОЙКИНА, эти помещения располагаются не менее чем в 500 метрах от зданий организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования; зданий государственных органов, государственных учреждений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы.
«Попробуйте разложить на столе карты Астаны или Алматы, - предложил я в статье, - и циркулем провести окружности радиусом полкилометра (в масштабе, конечно) от каждого детсада, школы, вуза, акимата, департамента, воинской части, суда, прокуратуры, УВД и тюрьмы. Уверен, не останется ни одного свободного, неохваченного пятачка».
Я предположил, что вряд ли найдется предприниматель, который отважится на такой рискованный и заведомо убыточный бизнес, как открытие магазина духовной литературы, да еще в стороне от торговых артерий. Был бы рад ошибиться, но после долгого поиска в интернете нашел только одну точку, предлагавшую «Коран».
Поэтому пришел к выводу: несмотря на формальное отсутствие запрета на распространение духовной литературы, доступ к ней в Казахстане максимально ограничен.
Что ответило Министерство по делам религий
На прошлой неделе в редакцию пришло письмо, подписанное Е. БАЙТАНАЕВЫМ, пресс-секретарем министра по делам религий и гражданского общества. В нем он подробно ответил на мою статью. И попросил опубликовать комментарий. Выполняем пожелание пресс-секретаря.
Как казахстанские религиоведы обратили Чарльза Диккенса в православие
Благодарю г-на Байтанаева за столь тщательный разбор материала. И, в свою очередь, прокомментирую некоторые его замечания.
1. Я писал в статье: «При желании можно подвести под этот подпункт («информационные материалы религиозного содержания – печатная и электронная продукция, не относящаяся к религиозной литературе, содержащая информацию религиозного характера». – В. Б.) не только всю классику, но и любую книгу, в которой есть фразы «Ах, спаси Аллах!» или «Боже мой, так это были вы!» Они ж содержат «информацию религиозного характера», разве не так? Если я и утрирую, то самую малость».
«Просто наличие в информационных материалах слов «Ах, спаси Аллах» и «Боже мой, так это были вы» недостаточно для назначения религиоведческой экспертизы», - парирует пресс-секретарь.
Ну, слава Богу! (эта фраза тоже ведь не потребует экспертизы, да?) Надо ТУРСУНОВУ сказать, чтоб теперь безбоязненно писал в своих рассказах «Құдай сақтасын».
Но где та грань, что разделяет поминание имени Божьего всуе от «религиозного содержания», - так и осталось неясным.
2. Обратив внимание на обилие в списках опечаток и ошибок, я отметил, что эксперты-религиоведы включили в перечень православной литературы «Жизнь нашего Иисуса Христа» Чарльза ДИККЕНСА.
«Касательно размещения книги Ч. Диккенса «Жизнь нашего Иисуса Христа» якобы католического направления в списке православной литературы отмечаем, что данная книга издана в издательстве Сретенского монастыря Русской православной церкви, которое выпускает только православную литературу», - настаивает Е. Байтанаев.
Когда книгу английского классика, который учился в баптистской школе, причисляют к православным лишь на том основании, что она переиздана в православном издательстве, - это вызывает серьезные вопросы как к качеству экспертизы, так и к самому пресс-секретарю.
А если б монастырь в рамках межконфессиональной взаимопомощи выпустил Тору – наши эксперты тоже назвали бы ее «православным изданием»?
3. «Что касается проверки деятельности специальных стационарных помещений по распространению религиозной литературы, то это не входит в функции министерства. Мониторинг за деятельностью таких помещений осуществляется местными исполнительными органами. При этом в статье не указывается, за какие конкретно книги наложен штраф. В этой связи считаем необоснованным утверждение анонимного «знакомого» автора статьи о проверках его магазина сотрудниками министерства», - пишет далее Е. Байтанаев.
Действительно, проверку проводили сотрудники не министерства, а управления по борьбе с экстремизмом. Хотя, по логике вещей, должно быть наоборот: эксперты – инспектировать книжки, а «литературоведы в масках» - заниматься прямыми обязанностями по выявлению и нейтрализации радикалов.
4. «Требование относительно расстояния расположения стационарных помещений не менее 500 метров от зданий госорганов, госучреждений и организаций образования, за исключением духовных учебных заведений, также не соответствует действительности», - уверен пресс-секретарь министра по делам религий и гражданского общества.
Я бы на его месте не был так категоричен.
Требование «радиуса в 500 метров» присутствовало в первоначальной редакции приказа и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по делам религий от 23 июля 2013 года № 34 «Об утверждении Инструкции по определению расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы…».
Скан фрагмента первоначальной редакции приказа.
5 ноября 2015 года Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, глава Министерства культуры и спорта РК, в составе которого тогда пребывал Комитет по делам религий, издал аналогичный приказ №342 в новой редакции. Гораздо более либеральной: радиус сжался до 300 метров.
Скан фрагмента приказа в новой редакции.
Возможно, министр по делам религий Нурлан ЕРМЕКБАЕВ и вовсе отменил «зону оседлости» для религиозно-литературных стационаров. Но мне о том неизвестно: поиск в интернете результатов не дал. Если пресс-секретарь министра ознакомит меня с новейшим приказом – буду ему только признателен.
Карантин для Библии и Корана
Итак, легальная религиозная литература и «иные информационные материалы религиозного содержания» (иначе говоря, светские издания духовной ориентации) сосланы в стационары.
А поскольку за четыре с половиной года после издания приказа специализированные магазины по их продаже в стране так и не появились, то можно сказать, что «божьи книжки» загнаны в подполье.
Возможно, я заблуждаюсь в предположении, что это направление книжного ритейла в Казахстане окончательно закошмарили.
В таком случае г-н Байтанаев наверняка представит читателям список действующих магазинов религиозной литературы, с указанием дистанции, на которую они удалены от госучреждений и светских учебных заведений. (Если, конечно, это входит в функции министерства вообще и пресс-секретаря в частности.)
В предыдущей статье я выдвинул версию, почему устроена такая облава: «Неужто всё дело в экстремистских брошюрах, которые решено не допускать в свободную продажу? И для этого заводят широчайший бредень, чтобы в него попала вся рыба, то есть литература, где есть про Бога?»
Пресс-секретарь Е. Байтанаев подтвердил мои догадки. Причем трижды.
«Религиоведческая экспертиза является действенным механизмом недопущения распространения религиозной литературы, пропагандирующей религиозную рознь, экстремизм и терроризм».
«Что касается наличия любого направления в интернет-пространстве, то отмечаем, что это не является основанием для допущения свободного распространения в стране печатной литературы, пропагандирующей религиозную рознь, экстремизм и терроризм».
«В целом, принимаемые министерством меры направлены на воспрепятствование распространению деструктивной литературы, на защиту духовных ценностей и безопасности граждан нашей страны, в том числе и автора статьи».
Спасибо за заботу о моей безопасности. Тронут. Но закончу.
Хотели пресечь оборот экстремистской литературы – вытолкнули в «карантинную зону» четыре тысячи религиозных и тематически близких им светских книг. Все они теперь под подозрением – как потенциально деструктивные. Включая Библию и Коран.
Привычный нам способ выполнения поставленной задачи. Зачистка.
Фото: spas-news.ru