Ждём повышения цен на бензин

3001 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Четверг, 30 Июн 2016, 13:45

Недропользователи скоро не захотят продавать нефть внутри страны по заниженным ценам

Давно писал про ценообразование на горюче-смазочные материалы в Казахстане. Повторяться не буду. Просто интересно: сколько еще будут держать цены, имитируя свободное ценообразование на бензин?

Текущая цена на ходовую марку бензина А-92 составляет 125 тенге, которая сейчас не регулируется государством. Цена на ГСМ в Казахстане вроде как бы определяется спросом и предложением.
Но вот что удивительно: цена на нефть выросла уже до 50 долларов за баррель, курс тенге к доллару держится в коридоре 330-340, и цена на нефть уже не так сильно влияет на курс тенге. Это означает, что подорожание нефти на мировых рынках должно вести к повышению цен на внутреннем рынке в тенговом выражении. Но почему же тогда невидимая рука рынка не толкает цены на бензин вверх? Вопрос, скорее, риторический, но то, что цены на бензин сдерживаются искусственно при формальной отмене их регулирования, - это факт. Такая показуха стабильности на фоне роста цена на всё. Вроде как цены на бензин - это один из наиболее видимых индикаторов инфляции в стране. Народ смотрит на цены на бензин и думает, что всё хорошо, цена не растет.
Естественно, такое сдерживание долго продолжаться не может. Весной уже поговаривали об отмене регулирования цен на бензин АИ-80 и дизельного топлива, чтобы компенсировать убытки недропользователей, которые продают 30 процентов нефти на внутреннем рынке для обеспечения внутренней потребности. Так как сетям не дают поднимать цены на нефть, стоимость переработки и транспортировки - фиксированная, то всё это сказывается на недропользователях, которые внутри страны продают нефть по заниженным ценам.
В такой ситуации показательным фактором является переработка нефти - как индикатор адекватности внутренних цен на нее. Мы импортируем большую часть бензина, на произведенный в стране бензин спрос есть всегда, и сдерживающим фактором всегда является только обеспечение сырьем наших НПЗ.

В таких условиях недропользователи будут включать все имеющиеся ресурсы, чтобы максимально экспортировать нефть из страны.
Если посмотреть индекс физического объема производства нефтепродуктов в стране, то мы увидим, что в январе-мае 2016 года он равнялся 98,4 процента, что ниже, чем в прошлом году, на 1,6 процента. И это при том, что был введен ведь еще комплекс ароматических углеводородов. То есть индекс по бензину еще меньше.
То есть налицо, что нефти-то на внутренний рынок уже не хватает.
Это первый индикатор того, что цены внутри страны не адекватные.

Июль-август - самое оптимальное время для повышения цен на бензин, так как уборка еще не началась, много людей в отпусках. В сентябре будет уже поздновато. Так что, думаю, будем ждать повышения цен на бензин.
По моим скромным подсчетам, чтобы цена на АИ-92 хоть как-то соответствовала рыночным ценам (мировая цена минус все налоги, минус все затраты на транспортировку и минус скидки + цена переработки, доставка и текущий выход бензинов), она должна соответствовать 145 тенге за 1 литр АИ-92 при условии, что также будут сдерживать цену на АИ-80 и дизтопливо.
Но мне кажется, что в такой ситуации наиболее приемлемым государственным решением будет формальный отпуск в свободное плавание дизтоплива и АИ-80, которым дадут подняться тенге так на 10-15, и на столько же поднимут АИ-92.

Посмотрим, исполнится ли прогноз.

Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента