
В Казахстане намерены повысить качество школьного образования
Свыше 8000 тысяч школ распахнут свои двери 1 сентября. По официальным данным, в Казахстане насчитывается чуть больше 4 миллионов школьников, первый школьный звонок прозвучит для 340 тысяч ребятишек.
По традиции в преддверии нового учебного года состоялась республиканская августовская конференция, на которой с большой речью выступил глава государства. Особое внимание в речи президента страны было уделено повышению статуса учителя. Как отметил Касым-Жомарт Токаев, за последние четыре годы заработанная плата учителей увеличилась в два раза.
«Сейчас надбавки получают более 500 тысяч учителей. Запущен проект «1000 лидеров изменений в образовании». 332 участника этого проекта уже стали директорами школ. Учителя освобождены от дополнительной работы, не входящей в круг их обязанностей. Благодаря этому они могут полностью сосредоточиться на обучении детей», – подчеркнул президент.
Можно проследить прямую связь между повышением статуса учителя и улучшением качества обучения, свидетельством чему становятся многочисленные победы казахстанских школьников на различных мировых соревнованиях. Наши школьники завоевали 362 медали на крупнейших международных олимпиадах, из них 41 – золотые, указывает министр просвещения Гани Бейсембаев. По его словам, все эти победы являются результатом системной работы над повышением конкурентоспособности казахстанских школьников на мировой арене. По его мнению, поддержка учителей со стороны государства стала стимулом для педагогов в работе над улучшением качества. А присвоение звания «Қазақстанның Еңбек Ері» впервые в истории отечественного образования двум педагогам – Гульжанар Нурпеисовой и Эльмаре Траисовой – подчёркивает важность этой профессии и поднимает её статус.
Среди победителей и призёров есть ученики, как государственных школ, так и частных учебных заведений. Обращает на себя внимание обилие среди победителей и призёров представителей Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ). В свете того, что сегодня именно эти школы подвергаются критике, зачастую несправедливой, факт высокого качества обучения здесь должен стать определяющим. Нельзя рубить сук, на котором сидишь! Нужно отметить, что вопреки расхожей молве, в НИШ поступить могут все, если покажут хорошие знания на тестировании, а вовсе не те, у кого родители с толстыми кошельками или родственными связями.
Об этом как раз и говорил президент страны на августовской конференции. Вот цитата: «Наука, технологии, знания – все это стремительно меняется. Полученные вчера знания завтра могут потерять свою актуальность». Важно использовать новые методики в обучении, повышении квалификации самих учителей.
«Если сегодня мы воспитаем интеллектуальное новое поколение, то завтра будем в авангарде мирового развития. Поэтому поддержка образования остается главным приоритетом государственной политики», – подчеркнул президент Токаев.
В выступлении главы государства немало места заняли тезисы об устранении неравенства между сельскими и городскими школами.
Вместе с тем рано почивать на лаврах. В школах по-прежнему наблюдается нехватка учителей. Речь идёт о государственных учреждениях. К примеру, в январе прошлого года не хватало почти 3 тысяч педагогов. Это учителя русского языка и литературы, физики, английского языка, географии, биологии, казахского языка и литературы, математики. Закрыты ли эти вакансии – не сообщается.
Гендерное неравенство остаётся одной из наиболее острых проблем казахстанской школы. В педагогической среде значительно преобладают женщины, тогда как присутствие мужчин в образовательном процессе играет важную роль в формировании думающего и ответственного поколения. Для привлечения и удержания мужчин в школах, по мнению экспертов, необходимы дополнительные стимулы – в частности, внедрение современных технологий обучения и использование нового оборудования в предметных классах. Примечательно, что в НИШ доля мужчин среди преподавателей выше, что положительно отражается на образовательном процессе.
Важным звеном в системе стали и частные школы. Так, в 2020 году Асель Тасмагамбетова и Кенес Ракишев открыли школу имени Шокана Уалиханова. По сообщениям СМИ, здесь для наиболее одарённых учеников предусмотрены гранты, общий объём которых за пять лет превысил 173 миллиона тенге.
Государство также усиливает рыночные механизмы поощрения лучших школьников. В частности, обладатель золотой медали получает 1 500 МРП – около 5,9 миллиона тенге ($11,300). За серебряную медаль предусмотрено 1 000 МРП, или 3,9 миллиона тенге ($7,500). Бронзовый призёр отмечается 500 МРП – около 1,9 миллиона тенге ($3,700).
Станет ли новый учебный год более результативным, покажет время. Однако уже сегодня очевидно, что сочетание материальной и моральной поддержки как для учеников, так и для учителей играет ключевую роль в повышении качества образования в Казахстане.
Ранее министр просвещения РК Гани Бейсембаев рассказал о нововведениях в предстоящем учебном году. В школах начнут внедряться элементы искусственного интеллекта. Еще одним направлением станет трансформация деятельности родительских комитетов, а также внедрение единого дизайн-кода внутреннего оформления.