Сорок астанинских художников вдохновились посланием президента народу Казахстана
Сорок астанинских художников вдохновились посланием президента народу Казахстана, но картину в честь стратегического документа написал только один. Чтобы коллективное вдохновение зря не пропадало, Союз художников организовал выставку под названием «Этапы Нурлы жол», на которой решили выставить картины, написанные в разные годы независимости.
- Самое удивительное в этой выставке то, что диктовки нету: вот это нужно ставить или вот это не нужно ставить, то есть политической подоплеки, сверху давления нету здесь, - объяснил журналистам суть выставки культурный деятель Ермек АСЫЛХАНОВ.
Политической подоплеки в этой выставке, может быть, и не было, но люди из политики на открытие все-таки приехали – чиновники Министерства культуры и спорта, депутаты парламента и другие важные люди.
- «Нурлы жол» - это лучезарный путь. Вот этому пути в этом прекрасном, самом большом выставочном зале художники посвятили свои картины. Если пройти по выставке, эта лучезарность чувствуется, - сказал приглашенным художник Ерлан АЙТУАР.
После церемонии открытия высокие гости воздержались от прогулки по залу. «Прочувствовать лучезарность» пришлось трем сенаторам - Толеубеку МУКАШЕВУ, Людмиле ПОЛТОРАБАТЬКО и Бектасу БЕКНАЗАРОВУ. Экскурсию для них вела арт-менеджер Союза художников Куралай СКАКОВА. Депутаты вдумчиво изучали представленные картины, но подобрать слова для комментариев получалось только у Бекназарова. Прочитав фамилию автора очередной работы, он вдруг вспомнил.
- Я одну его картину депутату подарил! На день рожденья пригласили, не знал, что подарить, и купил картину за две тысячи долларов, - сказал сенатор.
- Дорого, - покачала головой арт-менеджер. - Видите, это еще услуги посредников в цену вошли.
Бекназаров нисколько не расстроился, а художники после этого диалога оживились. Как только группа сенаторов подходила к очередному полотну, авторы подскакивали к ним, жали руки, спрашивали, как дела. Бекназаров, в отличие от своих коллег, мгновенно прослыл знатоком и не стеснялся делиться предположениями о художественных смыслах.
- Вот точно такие же деревья и река есть в местности, где я вырос, - говорил он, изучая очередную работу. – Да и здесь, в Астане, в сторону аэропорта если ехать, тоже есть.
Полторабатько и Мукашев заметно повеселели, когда закончились полотна с абстрактной живописью и с большим любопытством, как и Бекназаров, стали изучать пейзажи.
- Это… репей, кажется, - сказала Людмила Полторабатько, приблизившись к картине под названием «Лето» и, прочитав фамилию автора, удивилась. - Почему среди художников мало женщин?
- Потому что мужчины все лучше видят, понимают, передают, - со знанием дела объяснил коллеге Бекназаров. – Кто оставил след в истории? Мужчины.
- Да, женщин нету среди известных на весь мир, - покорно согласилась Полторабатько.
Сенаторы радовались, когда видели картины с позитивным сюжетом. Они называли их «светлыми»: президент, устремленный куда-то, мальчик, бегущий по столичной улице, памятник батырам на фоне стеклянных высоток, зарисовки из счастливой аульской жизни, степи, горы, лошади, набережная...
Работа самого продвинутого художника этого года Бахтыбека ТАЛКАМБАЕВА «Нурлы жол» вызвала споры у посетителей. Одни утверждали, что автор нарисовал всадника с ребенком за спиной, чтобы показать путь взрослеющей нации, идущей по светлому пути. Другие видели в работе конкретных людей, с которыми может быть связан этот путь, ведущий куда-то в центр вселенной. Третьи советовали не воспринимать изображение буквально, а искать в картине что-то свое. Остальные просто молчали, предпочитая не комментировать ни выставку, ни качество работ, ни ее название.
Сенаторы Бекназаров, Полторабатько и Мукашев желали организаторам выставки привлечь как можно больше посетителей, но заявок на приобретение патриотических шедевров так и не оставили.
По мнению деятеля культуры Ермека Асылханова, любая из работ, представленных на этой экспозиции, в будущем может быть признана шедевром искусства. Просто пока еще не пришло время.
- Если вы помните, есть картина «Иван грозный убивает своего сына». Ее в свое время все восприняли в штыки. Царь запретил эту картину, однако Третьяков купил и поставил у себя. Через определенное время он эту картину показывает и до сегодняшнего дня эта картина - шедевр, - объяснял он слоняющимся по залу журналистам.
– А что у нас есть запрещенные картины? – спросили его.
- У нас таких запрещенных работ нет. Художники адекватные, дай бог. Никаких нету таких, - успокоил Асылханов.